понедельник, 23 марта 2009 г.

Семейная расстановка, трансперсональный аспект

http://community.livejournal.com/live_psychology/95505.html

Любое новое направление в науке проходит достаточно тернистый путь, прежде чем найдет себе признание в умах людей, среди коллег. Коснулось это и трансперсональной психологии. И хотя психологи на широкой аудитории именуют её "четвёртой силой" (после бихевиоризма, психоанализа и гуманистического направления), те же психологи могут, в более узком кругу, сделать вид, что её не существует вовсе или предать её ещё более жёсткой критике. Что же говорить о методах психотерапевтического воздействия, относящихся к данному направлению? И это несмотря на то, что, порой, само воздействие может оказаться существенным и даже превосходящим ожидания.

Т.е. возникает ситуация (почти анекдотическая), когда явление есть, а признания его - нет. Методы работают, люди ими пользуются, добиваются своих целей, а профессиональное признание, в лучшем случае, - ленится и опаздывает.

Как разрешить это противоречие? Искать ли признания или пусть оно само найдет?

Я долгое время занимался психопрактиками трансперсонального направления, проводя группы по Холотропной терапии и др. родственным дыхательным психотехникам, мне близка философия этого направления, взгляд на природу человека, близость древней мудрости и многим, зарекомендовавшим себя в веках, психотехникам.

Как рабочий психолог, я изучал грани своей профессии, знакомился с ранее незнакомыми методами психотерапии. В 98-м году я заинтересовался Системной семейной расстановкой по Хеллингеру и стал проводить группы этого направления как в клинике, в которой тогда работал, так и среди жителей Москвы и других городов.

Пару слов о методе и о его связи с нашей "трансперсональной " темой. Сам метод семейной расстановки - изначально не позиционирует себя как психотерапия трансперсонального направления и никак о ней не упоминает. И ни в теории, ни в каких разъяснениях по процедуре метода, мы не используем никакую терминологию, никакие понятия Трансперсональной психологии. Наши "рабочие" интересы не выходят за рамки семьи конкретного клиента - участника группы, да и то, информация, которую он предоставляет, ограничена самыми важными фактами, событиями из истории данной семьи.

Т.е. никакого повода рассматривать и трактовать различные явления, возникающие в ходе группы, как выходящие за рамки обычной реальности, сама процедура и теория метода в себе не таит.

И, тем не менее, происходящее на группе, невозможно объяснить, не прибегая к некоторым понятиям Трансперсональной психологии, таким как

"Расширение опыта в пределах общепринятой реальности, пространства и времени",

а именно:

1. Выход за пределы пространственных границ

(< Отождествление с другими людьми

< Отождествление с группой лиц и групповое сознание)

2. Выход за пределы линейного времени(< Опыт предков)

Здесь стоит, чтоб не оказаться голословным, сказать пару слов и создать хотя бы минимальное представление о происходящем на группе.

В начале группы я не рассказываю никакой теории (которой в методе-то, считающемся феноменологическим, собственно и нет), говорю немного то, что знаю о самом Хеллингере, о том, как будет выглядеть наша работа, и приглашаю кого-то из участников группы (клиента) рассказать, представить группе свою семейную проблему.

Он достаточно лаконично, тезисно рассказывает о своей ситуации в семье, и Мы вместе с ним определяем тех членов его семьи, которые, по нашему разумению, значимо участвуют в данной проблеме.

При этом некоторых из них клиент мог даже никогда и не видеть в своей жизни, т.к. они уже давно перешли в мир иной или по каким-либо причинам живут в других городах или странах.

Соответственно он мог не только не видеть, но и не слышать этих людей.

После этого на роль этих членов семьи выбираются исполнители из числа остальных присутствующих участников группы.

Правило выбора при этом - немудреное: собственные чувства, интуиция и сходство по половому признаку.

После этого выбранные и назначенные исполнители ролей расставляются клиентом в пространстве того помещения, в котором проходит группа. Инструкция по расстановке, которая дается клиенту - "будь чуток и руководствуйся своими ощущениями определяя место исполнителя".

Когда все исполнители расставлены, - начинается работа, в ходе которой мы пытаемся понять как кому "стоится" на его месте, какие у каждого ощущения, какие чувства и силы действуют на данного участника расстановки.

Нам это важно для построения "хорошей картинки", создания хорошего образа семьи нашего клиента, т.е. такой расстановки, в котором каждому из членов семьи и самому клиенту будет хорошо.

И возникающие реакции исполнителей ролей - это одно из явлений, объяснение и даже просто признание которых, затруднительно без тех понятий трансперсональной психологии (взятых мною у Гроффа), о которых я уже упоминал.

То, что начинают выдавать исполнители, - это действительно выход за пределы пространственных границ и за пределы времени, т.к. те чувства и те реакции друг на друга, которые начинают озвучиваться, настолько чудесно отражают реальность расставленной семьи, порой настолько глубоки и нетривиальны, что у многих возникает культурный шок.

При этом та информация, которая давалась клиентом, никоим образом не могла послужить источником для какой-то логической или иной ментальной работы по выстраиванию содержания этих реакций.

При этом они верны, соответствуют объективным данным и очень точно отражают суть происходящего в данной семье.

Это подтверждается и отношением к данным реакциям самого клиента, который как будто разгадывает или припоминает что-то из значимых событий своей семьи. Это подтверждается и самим результатом, полученным от расстановки, ибо, если б она была основана на неверной информации, на неверных реакциях участников расстановки, она вряд ли бы привела к таким позитивным результатам, к таким сильным и верным решениям. Это может быть проверено и после расстановки в разговоре с другими реальными членами семьи.

Корректное Объяснения этих явлений невозможно в рамках механистической парадигмы, но они есть и для их научного признания необходимо привлечение некоторых положений Трансперсональной психологии.

Есть ещё некоторые явления, возникающие на группе, объяснение которых также требуют привлечения некоторых понятий Т.П.

Например, некоторые реальные реакции и реальные изменения у членов реальной семьи, де-факто не присутствующих на тренинге, но чьи роли были представлены в расстановке.

И человек, вернувшийся после тренинга домой, обнаруживал такие изменения в своей семье, в своих близких, как будто они каким-то образом незаметно присутствовали на расстановке, хотя на самом деле они даже ничего и не знали о ней.

Все эти явления самим фактом своего существования дают карт-бланш новой научной парадигме и трансперсональной психологии.

Теперь два слова о нашем признании и самой готовности человеческого разума принять новое мышление.

Участники группы, обычные люди, не отягощенные научными спорами, несмотря на то, что выдают необычные явления, - может быть, услышав о которых в другой ситуации, покрутили бы пальцем у виска, - относятся к ним без тени малейшего сомнения, с полным принятием и признанием, как само собой разумеющегося, давным-давно всем понятного и просто, в силу обстоятельств, на какое-то время забытого.

Т.е. признание принципов трансперсональной психологии - вопрос давным-давно решенный в народном сознании и решённый в её пользу, и только ревнивые хранители принципов старой парадигмы не могут с этим смириться, ибо такое признание с необходимостью должно обернуться для них частичным признанием собственной ограниченности.

Вопрос: стоит ли ломать копья на чужом поле брани, ведомой к тому же по чужим правилам или предоставить народу самому выбрать, что ему родней?

В истории есть немало тому примеров, когда новое учение не встречало нужного понимания у коллег, становящихся в данной ситуации конкурентами, но зато получало полную поддержку у самых разных народных слоев и переживало века, победоносно шествуя по миру.

Перечислять эти события можно, начав с непризнания учения Будды индийским духовенством 25 веков назад, и продолжив некоторыми современными примерами из самых разных областей наук.

В. Волков http://drama.do.am/publ/

Психология семьи.

В субботу были на первом собрании клуба Мишаниной М.В. что-то вроде "Сознательное родительство", "Сотворение любви" и тд. Курс состоит из нескольких лекций и семинаров, темы котрых: Современная семья и отношение к браку, Личность и наследственность, Психологическое различие мужчины и женщины, Дружба-Влюбленность-Любовь, Физическая близость, Верность и преданность, Поиск путей к согласию, затем пойдет перенатальный курс по подготовке к беременности, по ведению беременности, подготовка к родам, (Курс, который, я вобщем-то прослушала еще на первом курсе от нечего делать, как оказалось, это - очень интересная и многогранная тема), и далее воспитание ребенка от нуля до трех лет.

Первое, что хочу сказать, горжусь своим мальчиком. Нет, не мальчиком, мужчиной. Он согласился пойти и пошел. Я знала, что будет трудно и что он будет брыкаться, но уповала на его сознательность. Очень рада, что не ошиблась. В такие моменты с гордостью осознаешь, что ты с тем, с кем надо.

Я понимаю, что любому мужчине, чтобы прийти на подобное собрание, нужно перешагнуть через себя, признать, что не знаешь ответов на все вопросы, умение принимать советы от людей, понимающих в этом больше тебя, и самое главное - ради этого встать в 10 утра в субботу.

Как я и боялась, в группе собралось подавляющее количество созданий прелестного пола, способных своей численностью напугать любого мужчину. Ну кому охота 2 часа торчать в бабьем царстве. Нашлось еще два добровольца. Поглядим сколько их будет в следующий раз.

Там были и замужние барышни, которые, однако, не смогли донести до своих половинок смысл посещения подобных собраний. Что странно, в моей идеальной картине мира мужья-новички должны быть полны энтузиазма и рвения к строительству отношений.

А если бы мужчин было бы больше, было бы куда интереснее, на каждый вопрос было бы двве точки зрения, можно было бы сразу наглядно убедиться в разности мировоззрений, согласно гендерной принадлежности.

Первая лекция оказалась несколько малоинформативной, но я уверена, что это только начало. Точно знаю, что у НВ есть много такого, что она может нам рассказать. Собрание проходило в такой неформальной обстановке, что девченки окрестили его "пижамной вечеринкой".

Самое главное в таких вещах, это понять, что это не пустое дело, что это полезно и для человека и для его отношений с окружающими. Можно конечно сказать "Мне не нужна чужая помощь, я сам со всем разберусь", но зачем? зачем тратить время , силы и нервные клетки? Конечно же, все учатся методом проб и ошибок. Но когда кто-то становится для тебя действительно важен, то ты понимаешь, что не готов ставить на кон свою потенциальную или уже существующую семью просто ради самоутверждения. Когда ты нацелен строить отношения, развивать их и охранять, ты понимаешь, что в жизни еще будет много случаев, когда ни книжки, ни психологи не помогут. Так почему бы не научиться основам общения, основам понимания? Чтобы сейчас жить, зная, что можешь решить те проблемы-пустяки из-за которых на твоих глазах рушатся чужие браки. Чтобы при каждом недопонимании не злиться и превращать это в ссору, а догадаться, что человек хотел сказать что-то другое, или просто не сумел выразить свои чувства, и дать ему время. Многие вещи кажутся очевидными, но приведя их в систему, начинаешь лучше понимать, на чём же строятся отношения. Даже при таких очевидностях можно жить и не видеть картины вцелом. И быть одиноким из-за этого, именно из-за своей глупости, потому, что если ты один, то значит, что ты что-то делаешь не так. Нет смысла винить в этом других, надо просто учиться. Учиться общаться. Как это не грустно, но "люди одиноки именно потому, что сами строят стены вместо мостов".