Любое новое направление в науке проходит достаточно тернистый путь, прежде чем найдет себе признание в умах людей, среди коллег. Коснулось это и трансперсональной психологии. И хотя психологи на широкой аудитории именуют её "четвёртой силой" (после бихевиоризма, психоанализа и гуманистического направления), те же психологи могут, в более узком кругу, сделать вид, что её не существует вовсе или предать её ещё более жёсткой критике. Что же говорить о методах психотерапевтического воздействия, относящихся к данному направлению? И это несмотря на то, что, порой, само воздействие может оказаться существенным и даже превосходящим ожидания.
Т.е. возникает ситуация (почти анекдотическая), когда явление есть, а признания его - нет. Методы работают, люди ими пользуются, добиваются своих целей, а профессиональное признание, в лучшем случае, - ленится и опаздывает.
Как разрешить это противоречие? Искать ли признания или пусть оно само найдет?
Я долгое время занимался психопрактиками трансперсонального направления, проводя группы по Холотропной терапии и др. родственным дыхательным психотехникам, мне близка философия этого направления, взгляд на природу человека, близость древней мудрости и многим, зарекомендовавшим себя в веках, психотехникам.
Как рабочий психолог, я изучал грани своей профессии, знакомился с ранее незнакомыми методами психотерапии. В 98-м году я заинтересовался Системной семейной расстановкой по Хеллингеру и стал проводить группы этого направления как в клинике, в которой тогда работал, так и среди жителей Москвы и других городов.
Пару слов о методе и о его связи с нашей "трансперсональной " темой. Сам метод семейной расстановки - изначально не позиционирует себя как психотерапия трансперсонального направления и никак о ней не упоминает. И ни в теории, ни в каких разъяснениях по процедуре метода, мы не используем никакую терминологию, никакие понятия Трансперсональной психологии. Наши "рабочие" интересы не выходят за рамки семьи конкретного клиента - участника группы, да и то, информация, которую он предоставляет, ограничена самыми важными фактами, событиями из истории данной семьи.
Т.е. никакого повода рассматривать и трактовать различные явления, возникающие в ходе группы, как выходящие за рамки обычной реальности, сама процедура и теория метода в себе не таит.
И, тем не менее, происходящее на группе, невозможно объяснить, не прибегая к некоторым понятиям Трансперсональной психологии, таким как
"Расширение опыта в пределах общепринятой реальности, пространства и времени",
а именно:
1. Выход за пределы пространственных границ
(< Отождествление с другими людьми
< Отождествление с группой лиц и групповое сознание)
2. Выход за пределы линейного времени(< Опыт предков)
Здесь стоит, чтоб не оказаться голословным, сказать пару слов и создать хотя бы минимальное представление о происходящем на группе.
В начале группы я не рассказываю никакой теории (которой в методе-то, считающемся феноменологическим, собственно и нет), говорю немного то, что знаю о самом Хеллингере, о том, как будет выглядеть наша работа, и приглашаю кого-то из участников группы (клиента) рассказать, представить группе свою семейную проблему.
Он достаточно лаконично, тезисно рассказывает о своей ситуации в семье, и Мы вместе с ним определяем тех членов его семьи, которые, по нашему разумению, значимо участвуют в данной проблеме.
При этом некоторых из них клиент мог даже никогда и не видеть в своей жизни, т.к. они уже давно перешли в мир иной или по каким-либо причинам живут в других городах или странах.
Соответственно он мог не только не видеть, но и не слышать этих людей.
После этого на роль этих членов семьи выбираются исполнители из числа остальных присутствующих участников группы.
Правило выбора при этом - немудреное: собственные чувства, интуиция и сходство по половому признаку.
После этого выбранные и назначенные исполнители ролей расставляются клиентом в пространстве того помещения, в котором проходит группа. Инструкция по расстановке, которая дается клиенту - "будь чуток и руководствуйся своими ощущениями определяя место исполнителя".
Когда все исполнители расставлены, - начинается работа, в ходе которой мы пытаемся понять как кому "стоится" на его месте, какие у каждого ощущения, какие чувства и силы действуют на данного участника расстановки.
Нам это важно для построения "хорошей картинки", создания хорошего образа семьи нашего клиента, т.е. такой расстановки, в котором каждому из членов семьи и самому клиенту будет хорошо.
И возникающие реакции исполнителей ролей - это одно из явлений, объяснение и даже просто признание которых, затруднительно без тех понятий трансперсональной психологии (взятых мною у Гроффа), о которых я уже упоминал.
То, что начинают выдавать исполнители, - это действительно выход за пределы пространственных границ и за пределы времени, т.к. те чувства и те реакции друг на друга, которые начинают озвучиваться, настолько чудесно отражают реальность расставленной семьи, порой настолько глубоки и нетривиальны, что у многих возникает культурный шок.
При этом та информация, которая давалась клиентом, никоим образом не могла послужить источником для какой-то логической или иной ментальной работы по выстраиванию содержания этих реакций.
При этом они верны, соответствуют объективным данным и очень точно отражают суть происходящего в данной семье.
Это подтверждается и отношением к данным реакциям самого клиента, который как будто разгадывает или припоминает что-то из значимых событий своей семьи. Это подтверждается и самим результатом, полученным от расстановки, ибо, если б она была основана на неверной информации, на неверных реакциях участников расстановки, она вряд ли бы привела к таким позитивным результатам, к таким сильным и верным решениям. Это может быть проверено и после расстановки в разговоре с другими реальными членами семьи.
Корректное Объяснения этих явлений невозможно в рамках механистической парадигмы, но они есть и для их научного признания необходимо привлечение некоторых положений Трансперсональной психологии.
Есть ещё некоторые явления, возникающие на группе, объяснение которых также требуют привлечения некоторых понятий Т.П.
Например, некоторые реальные реакции и реальные изменения у членов реальной семьи, де-факто не присутствующих на тренинге, но чьи роли были представлены в расстановке.
И человек, вернувшийся после тренинга домой, обнаруживал такие изменения в своей семье, в своих близких, как будто они каким-то образом незаметно присутствовали на расстановке, хотя на самом деле они даже ничего и не знали о ней.
Все эти явления самим фактом своего существования дают карт-бланш новой научной парадигме и трансперсональной психологии.
Теперь два слова о нашем признании и самой готовности человеческого разума принять новое мышление.
Участники группы, обычные люди, не отягощенные научными спорами, несмотря на то, что выдают необычные явления, - может быть, услышав о которых в другой ситуации, покрутили бы пальцем у виска, - относятся к ним без тени малейшего сомнения, с полным принятием и признанием, как само собой разумеющегося, давным-давно всем понятного и просто, в силу обстоятельств, на какое-то время забытого.
Т.е. признание принципов трансперсональной психологии - вопрос давным-давно решенный в народном сознании и решённый в её пользу, и только ревнивые хранители принципов старой парадигмы не могут с этим смириться, ибо такое признание с необходимостью должно обернуться для них частичным признанием собственной ограниченности.
Вопрос: стоит ли ломать копья на чужом поле брани, ведомой к тому же по чужим правилам или предоставить народу самому выбрать, что ему родней?
В истории есть немало тому примеров, когда новое учение не встречало нужного понимания у коллег, становящихся в данной ситуации конкурентами, но зато получало полную поддержку у самых разных народных слоев и переживало века, победоносно шествуя по миру.
Перечислять эти события можно, начав с непризнания учения Будды индийским духовенством 25 веков назад, и продолжив некоторыми современными примерами из самых разных областей наук.В. Волков http://drama.do.am/publ/