понедельник, 4 мая 2009 г.

Эсален полный 1



Институт Эсален появлялся в наших мечтах лет 15 назад, когда мы - команда, студентов второго высшего образования психологического факультета МГУ - создали команду, обучающую студентов дневного потока направлениям практической психологии. Тогда мы мечтали о "российском Эсалене" как о месте, интегрирующем различные подходы и практики психологии с экспериментальной и научной деятельностью и духовной работой, и, самое главное, обладающем инновационным культурным потенциалом.

В декабре я побывала в Эсалене, в рамках моего первого визита в США.

В своих путешествиях по миру я давно пользуюсь подходом А. Минделла, что Земля - это канал мира; он заигрывает с нами и вступает с нами в диалог. Наш образ земли - это отражение нашего сознания; движение по земле - есть движение по собственному сознанию. Перемещение же по Земле туда, куда мечтается - есть одновременно перемещение в новые, еще не изведанные области себя; в те области души, из которых пришел сигнал и которые ранее не были задействованы.

И если куда-то очень хочется - вероятность достичь нового аспекта себя при достижении этого места довольно велика. Такой способ сознавания прекрасно работал для меня в течение последних лет. Но именно Эсален оказался первым местом, где такое мое представление было разделено с другими людьми и получило мощную подпитку и обоснование и на словесном и на несловесном уровне.

Место на Земле - далеко не только отражение нас; оно еще и наш портрет, созданный множеством присутствовавших и присутствующих в этом месте сознаний.

Вопреки обыденному представлению, представляется, что этот портрет рисуется не энергетикой, а семантикой. Его образуют культурные значения, неявно "считываемые" нами, в сочетании с нашим образом самих себя, помещаемым в этот пейзаж.

Если суть пейзажа соответствует нашей сути (как мы ее понимаем) - нам хорошо и наполнено. Почти всем хорошо на берегу океана, или на любимой кухне. Почти всем плохо быть пешеходом рядом с автомагистралью или в атмосфере ссор и склок.

Такого типа "жизнь в пейзаже" вовсе не предполагает словесных комментариев происходящего: суть, значение окружающего воздействуют непосредственно.

Описанием же можно заниматься потом. Занимаюсь.

За пределом

Эсален - это невероятное место; оно вне пределов представимого.

Невероятное - ибо вероятность определяет предзаданное, а суть Эсалена - в отсутствии такового.

Вне пределов представимого - ибо все, что мы можем представить, уже состоялось, а сутью Эсалена является становление как процесс. Дух Эсалена не лежит в области окаменелости традиции, это движение. Spirit in movement.

From Трансформированные

Эсален запределен; он находится за пределом. Cтоит заметить, что понимать это надо буквально: американская культура и английский язык как способ ее существования и более конкретны, чем русские, и метафора "за пределом" имеет здесь более конкретное содержание. Эсален, его суть - не находится в рамках привычных контуров культуры, как американской, так и русской. Поэтому у этого меcта есть шанс остаться всегда новым.

Историческая справка:

ИНСТИТУТ ЭСАЛЕН (США, California, The Esalen Institute, http://www.esalen.org/ ) - один из самых известных холистических и образовательных центров-коммун в мире. Создан в 1962 г. на месте поселений индейского племени Эсселен как альтернативная образовательная организация для исследования человеческого потенциала, мира нереализованных возможностей, находящихся вне нашего воображения. Достаточно скоро он стал известен в связи со своей западно-восточной философией, экпериментально-дидактическими семинарами, притоком известных философов, психологов, религиозных деятелей, а также периодическими международными конференциями.

Здесь работали Станислав Гроф, А.Маслоу

Одной из наиболее интеpесных исследовательских пpогpамм в области тpанспеpсональной психологии является "Пpоект исследования pезеpвных возможностей", начатый в 1976 г. Сyть пpоекта состоит в том, чтобы собpать, каталогизиpовать и изyчить все зафиксиpованные в миpовой литеpатypе пpоявления pезеpвных возможностей человека. Руководитель проекта М.Меpфи анализиpyет собpанные данные в объемистой книге "Бyдyщее тела: исследования дальнейших возможностей человеческой эволюции", 1992. (Делается вывод, что феномены проявления pезеpвных возможностей отдельными людьми говоpит пpежде всего о пеpеходе к этомy новомy видовому ypовню сyществования, и является по сyти пpеддвеpием эволюционного скачка.)

В Эсален в течение 60-х - 90-х годов часто наезжали на конференции самые разные люди, от ученых до весьма экстравагантных личностей. Деятельность этого центра оказала значительное влияние на формирование "Движения третьего тысячелетия", "Движения новой терапии", гуманистическую и трансперсональную психологию, исследования ЛСД и другие направления неортодоксальной науки. До сих пор Эсален имеет широкую известность как место, где зарождаются новые течения психологии, хотя его репутацию сделали сомнительной многочисленные практикующие там же эзотерические и оккультные секты. Это центр не только науки, но и культуры, причем, как легко догадаться, соответствующей ему по духу: там были битники, рок-музыканты, хиппи, бывал наш Б.Гребенщиков."; http://www.real-voice.info/art/in-8.htm

Про Эсален хочется рассказать, потому что он представляет собой, мне кажется, интересный пример явления, социально промежуточного между маргинальностью и истеблишментом.

Там происходили ментальные события, проводились конференции и велись разговоры, которые не только играли важную роль в формировании умонастроения деятелей 1960-х, но и оказывают влияние по настоящий день - как через тех, кто из тогдашних их участников до сих пор жив и продолжает писать, как Ф. Капра, А. Минделл, и супруги Грофы, так и произведениями тех, кто уже умер. Последние: Р. Лэйнг, Г. Бэйтсон, Т. Лири, Г. Миллер, Ф. Перлз, А. Маслоу. Воспитана в Эсалене дочь Г. Бэйтсона М.К. Бэйтсон. В духовном контакте с семьей находилась жена Бэйтсона М. Мид. Ф.Капре периодически удавалось собирать в Эсалене более или менее долговременно работающие команды из ученых разных специальностей, от врачей до экономистов. Кроме того, в Эсален в течение 60-х - 90-х годов часто наезжали на конференции самые разные люди, от ученых до весьма экстравагантных личностей"

Ф. Капра "Уроки мудрости"; http://www.leary.ru/misc/index.php?n=09

Это "за пределом" имело бы характер "целей и задач" института Эсален - если бы в пространстве смыслов института можно было бы адекватно пользоваться понятием "целей и задач". Но это понятие для того объема содержания, которым занимается Эсален, имеет характер двумерный; "цели и задачи" - это только проекция его деятельности на плоскость интеллекта; это двумерное изображение трехмерной фигуры.

Эсален - это даже не объем, ибо и объем замкнут. Это - движение на краю, в каждый момент создающее объем. "За пределом" - это всегда исследование пределов, а еще "за пределом" можно оказаться, когда его перешел.

Переходим. Написав вышеизложенное, открываю книжку про Эсален, изданную там (л.2) и читаю первую фразу предисловия: "Еsalen has always been on the edge" ("Эсален всегда на краю").

Как ехалось. Отчет-Фактология

От Эсалена до ближайшего городка Монтеррей, до которого ходит общественный транспорт - около 70 километров; дальше по трассе рейсовых автобусов нет (только в летний сезон). HighWay 1 идет по берегу Тихого океана - немедленно после выезда из города начались скалы и склоны побережья - огромные и дикие, без следов поселений. Из огромности и первозданности окружающего неожиданно выплыло в мою голову имя писателя, от книг которого оставалось такое же ощущение мощи дикой природы.

- Похоже на книги Сетона-Томпсона - сказала я таксисту.

- Он жил в 70 милях отсюда - ответил тот.

Миль 20 побережье было совсем дикое: ни вилл, ни поселков; только длинные, покрытые порыжевшей травой склоны, спускающиеся к океану и кое-где - леса.

-Как все дико.

-Тут хотели построить частные дома, но местные жители не позволили; они сказали: "нет, здесь ничего не будет построено, мы не хотим, это места для всех".

(За этим последовал мой длинный вздох - как человека, живущего в России.)

И вот - въезд в Эсален; лес и дорога в лес; указатель "Esalen Institute. By Reservation Only". Лес расступается, дорога идет вниз, домик на въезде; машину встречает высокий, красивый и какой-то очень здоровый парень с дикими глазами,. "Ого - подумала я, если тут такие люди - это серьезно".

Поселение было простым и быстрым: простой домик почти на обрыве (рис 3): комната метров 10, две двухъярусные кровати, сияющие натуральным деревом, деревянный комод-зеркало, душ-ванна, бумажка с расписанием, инструктаж.

From Трансформированные

Полчаса - и я предоставлена самой себе. Затаив дыхание, выхожу из комнаты на деревянный порог - и океан, прямо за оградой. Солнце, сосны, шишки, рыжие иголки под ногами, тишина, никого вокруг, состояние свободы, за которым люди ходят в горы, хотя здесь не горы.

Это состояние длилось все время пребывание в Эсалене; длилось, понимаясь здесь не как следствие пребывания в определенном месте природы, а как суть, всегда пребывающая в человеке и определенными местами природы только раскрываемая.

Немощеная дорожка спускается от домика к lodge (дайнинг, бар, солярий, офис, книжный магазин, зал для занятий), расположенному над обрывом чуть ниже по склону.

From Трансформированные

С веранды дайнинга под сосной начинается дорога, спускающаяся к ваннам.

Ванны Эсалена - натуральные горячие источники, оказались не "ваннами" в привычном смысле - а "вороньим гнездом" в скалах на обрыве.

From Трансформированные

Сами ванны - это низкие каменные бассейники с горячей натуральной водой на скале (прибой Тихого океана звучит внизу). Перед ваннами - душ; тоже на обрыве; одна его стена полностью открывается в сторону океана. Когда погода хорошая (а такая она была всегда), стена открыта, и в душ "лупит" солнце и мощно звучит прибой.

Серебро от воздействия этой воды становится голубым.

Прямо над обрывом к океану растут несколько прекрасных сосен, а под ними стоят простые деревянные скамейки - как на даче; даже по ощущению непринужденности похоже.

From Трансформированные

Мимо них уходит дорожка вниз, в овраг-расщелину, делящую территорию Эсалена на две части. Через расщелину перекинут мостик.

Мостик From Трансформированные

В расщелине чуть ниже - круглое здание центра медитаций и небольшие строения для занятий.

From Трансформированные

From Трансформированные

From Трансформированные

За мостиком дорожка разветвляется - одна уходит налево, вниз, к океану - там на берегу расположен Big House.

From Трансформированные

From Трансформированные

Основная же дорожка от мостика идет прямо; справа от нее начинается крутой склон с таинственными зарослями, пересекаемый лестницей; в зарослях видны жилые домики. Эта лестница вызывала у меня необыкновенное чувство удовольствия и детской тайны: в этой моей области души, спроецированной на окружающей мир, для меня явно что-то "лежало". Я оставила это "на потом".

Потом крутой склон справа выполаживается, мы проходим мимо школы; это школа для младших детей; скорее, детский сад. Здесь учатся дети сотрудников и гостей Эсалена и детишек из местных поселков.

From эсален

Слева же в зарослях возникает еще несколько строений - Большая Юрта, Farm House, Art Barn, а за ним Dance Doom - стоящий прямо на берегу полотняной шатер для танцев и прочего.

Дорожка идет и дальше, где крупных сооружений уже нет; только сельскохозяйственные угодья.

.Можно вернуться, и приступить к обзору занятий. Помимо семинаров, на которые собственно, и приезжают в Эсален люди (на территории института одновременно происходят около 5 семинаров; как правило, они недельные; в выходные к ним добавляется еще около 5 двухдневных уик-эндовских семинара), на доске объявлений имеется богатый выбор "мероприятий".

Существует ежедневная программа из 3-5 коротких занятий для всех желающих: как правило, это медитации, гештальт, спонтанные танцы. Внутри института занятия бесплатные.

Одновременно в институте несколько раз в неделю происходят какие-нибудь вечерние события - фестиваль танца, открытый семинар лидера, заехавшего на 1 день.

Одновременно вечером случаются концерты.

Все это предоставляет большое количество выборов - больше, чем может освоить один человек. Но все происходит довольно непринужденно - ибо ты уже тут, а процесс - един.

Общий процесс

Осознание происходит там, где ты сейчас. Чтобы ты не делал - это часть твоего взаимодействия с общим сознанием. Эта довольно общая идея прекрасно разработана в процессуальной работе - подходе, созданному американским психологом А. Минделлом. Эта разработанность прекрасна в первую очередь тем, что отменяет границы платных семинаров и границы мифов и направлений, возглавляемых определенными лидерами.

Мы своими действиями создаем мир вокруг себя. Подходы же и техники, навыки и умения, семинарская и психотерапевтическая работа, моменты творчества и прочее - это только фокусирует процесс на какой-то определенной ноте, является средствами выражения и построения себя, средствами спонтанности. Для обнаружения этого взаимодействия существуют разные средства, но само взаимодействие есть всегда.

Мир "заигрывает" с тобой разными гранями, и то, что эти грани говорят тебе - это часть тебя, возможность осознания этого.

From Трансформированные

From Трансформированные

Какова же была моя радость, когда я Эсалене я обнаружила то, что этот принцип общепринят настолько, что о нем даже не надо говорить - он "висит в воздухе", очевиден всем присутствующим. Работаешь ли ты в саду или на кухне или участвуешь в семинарах - все едино; ты находишься в глобальном процессе осознания, и ты представляешь из себя часть мирового процесса.

В Эсалене для меня таковыми гранями были в первую очередь природа вокруг и дизайн географического и идейного пространства института; то, как его видимое пространство "собрано" воедино. Даже не "дизайн", ибо дизайн - это все же то, что "надстраивается" над уже созданной основой. Скорее, "идейный скелет" местности, определяющий его конфигурацию и сам по себе являющийся культурным сообщением.

Так это видится мне. Но - это мой ракурс темы; другие люди могут видеть это по-другому, и это тоже часть общего процесса. В нашем разговоре с женщиной - детским психотерапевтом произошел такой обмен репликами:

Я: "Меня вдохновляет то, что все мы - части мирового процесса".

Она: "А меня интересует только то, как работать с проблемными детьми".

From Трансформированные

Соразмерность

Довольно давно мое предельное восхищение вызывают не что-то, что за пределам обыденно-представимого: огромные дома или объекты природы - небоксреб или Эверест, не навороченные девайсы, даже не общепризнано-талантливые произведения искусства.

Его вызывают феномены, собирающие много разных частей в одном месте в новое единство; феномены, в которых "упаковано" много сознания. Они фокусируют разрозненные прежде части - и этим рождают отдельную сущность. Ребрандт. Египетские статуэтки богов. Театр Васильева. Песни Петра Старчика. Тадж Махал. LiveJournal ?. Эсален.

Эти феномены не обязательно должны быть огромными или общезначимым: в такое восхищение приводили меня некоторые простые предметы, находящиеся на территории института Эсален - скульптуры, маски, посохи.

Эти предметы не имиджевы, они магичны - но в "правильном" понимании магии как средства понимания структуры мира.

From Трансформированные

Теоретически любой имидж (изображение) магичен - он настраивает нас на определенную волну, и, как правило, эта волна служит определенной цели. И, конечно, в нашу эпоху симулякров в общем случае люди не доверяют имиджам. Современные имиджи, как правило, говорят что-то типа: "восхитись мной"; "купи меня"; или хотят, чтобы ты последовал за ним в какое-то конкретное миропонимание (этим страдают большинство эзотерических изображений).

Предметы Эсалена ничего такого не "хотят"; они не из мира современных симулякров, у них нет ни явной, ни скрытой рекламной цели. Магичность их в том, что они существуют не для того, чтобы сделать нам красиво, а для того, чтобы трансформировать или вывести в сознание еще один аспект, еще смысл или чувство; это "фокус" понимания, подспорье обнаружения сути. И этим они функциональны - эти предметы тебя не закабаляют, а освобождают.

Очень неожиданно - и именно так, как должно быть:

From Трансформированные

Первое, что восхищает в Эсалене - это место; около 100 Га лесистых холмов и оврагов, спускающихся к Тихому Океану. Природа Эсалена, слава Богу, не является "полноправным участником процесса": она предоставлена самой себе.

From эсален

Эсален не "сад" - хотя там есть ферма, обработанные участки и посадки. В целом создается ощущение, что человек старается сосуществовать тут параллельно с природой максимально неповреждающим образом. И эта "отпущенная на волю природа" - или, скорее, принятый здесь принцип отпущенной на волю природы, возвращает свободную волю и человеку.

Птицы и белки здесь не вызывают восхищения как "объекты-живой-природы"; очень четко понимаешь, что они есть естественное население Планеты Земля.

В этом месте текста у меня даже возникло ощущение, что я, выросшая в России, незаметным для себя образом оказалась опосредована чисто советским стереотипом "хозяев природы" - отсутствующем в Эсалене.

From эсален

Контуры культур в каких-то важных моментах географически-обусловлены; они соответствуют контурам природы. В культуре Америки сильно проявлен принцип янь - и так же в природе - при контакте с ней возникает ощущение открытости, она выпрямляет.

В России эмоциональное ощущение от природы другое; оно скорее укрывающее, прикрывающее, как в строчках барда Юрия Устинова: "прибрать к рукам, пригнуть, сокрыть и уберечь". В России лес - это скорее укрытие ("под сень леса"); в Америке все прямее и открытее ("под своды леса").

А еще Эсален находится на путях естественной миграции бабочек - в сезон их здесь несчетное количество.

From Трансформированные

From Трансформированные

From Трансформированные

Второе, что восхищает в Эсалене - это еда. Куча салатов из местных овощей; овсянка и грубо обработанные крупы разных видов с большим количеством сухофруктов и просто фруктов на завтрак. Более десятка разных овощных блюд на обед; много свежайшей рыбы; мясо тоже есть, но мало (многие вегетарианцы); салаты и просто свежие овощи - навалом на больших подносах; несколько супов. Все простое, натуральное и свежайшее - никаких полуфабрикатов и никакого самолюбования в пище, как и во всем остальном.

В Эсалене хорошо понимаешь, что еда является фокусом трансцендентной мысли. Вселенная голографична, и контур личности, сообщества, страны проявляется в любой частности; еда "вписана" во все происходящее вокруг как одна из частей, и подчиняется тем же принципам.

Еда Эсалена устроена таким образом, что она облегчает сознавание интегральности и одновременно дает тебе очень рациональную опору, чтобы ты никуда не "улетел", а остался здесь и сейчас. Не углубляясь в тему, замечу, что интегральные планы Эсалена - это не те "высшие планы сознания", о которых неустанно твердит наша "эзотерика"; это, скорее, общий принцип, организующий мир в его целостности. Очень прикладная вещь - как принцип аэродинамики при полете самолета и точный расчет при построении его крыла.

Едят тут три раза в день, но дайнинг открыт круглосуточно - в любое время можно выпить чай (много видов черного и зеленого, в основном, в пакетах; много травяного; специальные чаи из местных трав Эсалена) или кофе.

В любое время доступен обалденный хлеб, который пекут в самом Эсалене. Его много видов, он похож на наши навороченные батоны с травяными/ореховыми добавками, только гораздо натуральнее, грубее и без всяких отдушек. Огромные квадратные буханки лежат на больших деревянных досках - их нужно резать самому большим ножом. Рядом - тоже в больших емкостях - масло и джем (не тот джем, который у нас "джем", а тот, который у нас "домашнее варенье"); его несколько видов. Все непринужденно.

From Трансформированные

Пространство Эсалена и его правила уважают человека и ориентируются на его "вменяемость" (не могу подобрать лучшего слова; "сознательность" очень маркирована советскими значениями) - и этим самым эту "вменяемость" создают.

Несмотря на то, что здесь существуют определенные приоритеты (общение с самим собой и природой, медитация, личностный рост), здесь для всего есть место и ничто не запрещено совсем. Все запреты ориентируются не на чей-то авторитет или идеологию, а на принцип общей пользы. Все они касаются определенных способов действования в определенном времени и месте. В дайнинг не стоит приходить с компьютерами тогда, когда он является местом еды и общения - т.е. в часы трапез и вечером. В остальное время - пожалуйста: каждую ночь в дайнинге наблюдалось несколько человек с ноутбуками.

Спиртное не приветствуется. При этом в дайнинге имеется маленький бар, где его можно купить: выбор остается за тобой.

Курение тоже не приветствуется (как и в Штатах в целом, впрочем); четко и функционально расписано, где курить нельзя (в дайнинге, в жилых и семинарских комнатах). В остальных местах - пожалуйста: что не запрещено, то разрешено.

Эсален расположен на скалистом берегу Тихого океана - так что тропки и дорожки там непрямые. Сбоку дорожек стоят самые простые фонарики, помогающие людям в темноте не сбиться с дороги. Свет их подобран так, что он не слепит, а только мерцает изгибающимися вереницами огней. Яркость этого мерцания позволяет пройти по дорожкам не оступаясь, но это освещение не конкурирует с природой, не "засвечивает", не делает черным темно-синее небо перед самой темнотой и не глушит свет звезд.

Поэтому вечером, когда выходишь из помещения, видишь глубокое синее небо с черными силуэтами гор и таинственное мерцание дорожек. Экспозиция выдержана "на пятерку". На "отельные" ландшафты в экзотических странах совсем не похоже

From Трансформированные

Без заголовка

Поиск Подписчикам Авторам Subscribe.pro Промоакции Центр пресс-релизов Помощь Аукцион рассылок Subscribe plus События Электронные версии СМИ Закрыть [x] Авто Туризм Компьютеры Мир женщины Бизнес и карьера Экономика и финансы Недвижимость Дети Мобильная связь Здоровье Спорт Стиль жизни Закрыть [x] Разделы дайджестаЗвезды Психология Отношения Карьера Красота Секс Рецепты

Получать дайджест "Мир женщины" по почте:

Подписаться Ранее в разделе Психология похудания Если не везет в любви Грузинская кухня - сациви и лаваш Римская классика Питт надо меньше Популярные статьи Испорченная песня 141 Папа по принуждению 100 Ошибки при знакомстве через Интернет 53 Как леопарду поменять свои пятна? 51 Любимый женат 50 18-03-2009 Эгоизм - ненависть к себе Как всё будет выглядеть:

Эгоизм - ненависть к себе

Антипод любви к себе - эгоизм. Его отличие от любви в том, что эгоизм - всё для себя. Искоренить в себе эгоизм - большая задача. Так или иначе, мы будем идти в сторону самопожертвования, отдачи себя другим, но эгоизм так цепляется за нас или мы цепляемся за него, это вечная борьба.

Скопируйте код для блога:

Эгоизм - ненависть к себе

Антипод любви к себе - эгоизм. Его отличие от любви в том, что эгоизм - всё для себя. Искоренить в себе эгоизм - большая задача. Так или иначе, мы будем идти в сторону самопожертвования, отдачи себя другим, но эгоизм так цепляется за нас или мы цепляемся за него, это вечная борьба.

Закрыть

0.0 оценило: 0 Вставить в блог - Что значит "любить себя"? У разных людей разные представления об этом.

- Антипод любви к себе - эгоизм. Его отличие от любви в том, что эгоизм - всё для себя. Человек руководствуется принципом "дай, дай, дай", "мне, мне, мне". Изредка, может дать что-нибудь кому-нибудь. Искоренить в себе эгоизм - большая задача. Так или иначе, мы будем идти в сторону самопожертвования, отдачи себя другим, но эгоизм так цепляется за нас или мы цепляемся за него, это вечная борьба. Эгоизм - это коварный враг человечества.

Чтобы любить себя, необходимо знать свои поступки, помыслы, чувства. Когда человек понимает, что отождествление со злом приносит вред душе, он начинает охранять свою душу, беречь её от обидчивости, раздражительности и прочих негативных эмоций. И вот тогда человек начинает богатеть. Он начинает культивировать в себе любовь. Чем больше добродетели в человеке, тем больше он любит себя. Любить себя - это значит любить в себе Бога. Есть такая формула: "Царствие Божие внутри вас есть". Царствие Божие - это любовь. Это Бог внутри нас. Царствие Божие надо оберегать. Любовь к себе, любовь к Богу внутри себя надо приумножать.

- А что тогда есть эгоизм?

- А эгоизм - это ненависть к себе.

- Почему? Ведь его формула - дай, дай, дай, мне, мне, мне?

- Ненависть потому, что не всё, чего нам хочется, оказывается для нас полезным. Чаще всего наоборот. Как говорил апостол Павел: "Всё мне дозволено, но не всё полезно". Эгоизм - это склонность личности к саморазрушению. Она может проявляться в различных формах от простой тяги к наслаждениям любой ценой до полного противопоставления себя окружающим людям. Вредоносность гедонистического эгоизма чревата одиночеством и душевной пустотой. Человеческая природа устроена так, что в ней заложена потребность любить - отдавать себя другим. Если эта потребность не реализуется, то личность становится заложницей своих примитивных желаний и страстей. По этой причине самооценка человека снижается, он начинает озлобляться и может впасть в отчаянье. Что будет явным свидетельством отторжения себя. В таком состоянии человек воспринимает себя крошечной точкой, оторванной от Бога и людей, полностью зацикливаясь на собственных ощущениях и переживаниях.

Например, эгоистичный ребёнок может требовать - я хочу то, я хочу это. Но мама знает, что это не полезно. Если мама будет ему потакать, то разовьёт в нём комплекс неполноценности, потому что в дальнейшем он будет от всех хотеть всего. Действия мамы будут переноситься им на других людей - "мама делала так, значит, все так будут делать". Но мама-то просто мирилась, не думала о последствиях, а потом тысячу раз будет раскаиваться. Поймет и прочувствует все деформации воспитательного процесса на себе. Но ребёнок уже выпущен в жизнь. И впоследствии он будет всех использовать. А если ему не будут давать желаемое - он будет обижаться и озлобляться.

- Как, допустим, мне понять, что я эгоистичен? Что я должен проанализировать относительно себя, чтобы сделать такой вывод?

- Эгоизм часто бывает незаметен, потому что люди не всегда обращают внимание на то, что им говорят окружающие. Часто он слушает только себя - как ему хорошо и приятно. Но если бы он был более открыт к миру и более внимателен к своей душе, то обратил внимание на то, сколько неудобств причиняет он другим людям. Эгоист не замечает, сколько проблем он приносит ближним. Как же ему понять, что он эгоистичен? Прислушаться. Может, ему уже давно говорят, что он не заправляет постель, может, его не раз просили о чём-то, а он отмахивался и ссылался на нехватку времени. Если рядом с человеком много недовольных его поведением, это может быть сигналом того, что он эгоист. Обидчивость - тоже признак эгоизма.

- Одной из самых распространённых проблем является плохое отношение к себе. Психологи называют это заниженной самооценкой, неприятием себя. Ещё это называют отсутствием любви или ненавистью к себе. В чём причина такого плохого отношения к себе?

- Каждый человек тесно связан с теми, кто его окружает. Первые люди, с которыми сталкивается человек, - это его близкие - мама, папа. Именно они в большой степени формируют сознание ребёнка. В зависимости от того, как они будут себя вести друг с другом, с маленьким человеком, будет формироваться его личность. Важно всё, вплоть до элементарных вещей: как родитель сказал, что сказал, как посмотрел на ребёнка - это будет влиять на формирование самооценки ребёнка. Чаще всего людям свойственно видеть плохое в других. Бывают родители, которые, наоборот, ребёнка чрезмерно опекают, перегружают, занимаются чрезмерным воспитанием. Если родители постоянно понукают ребенка, ругают, упрекают, недооценивают - то есть больше требуют, чем он может сделать или наоборот меньше, не уравновешивая это поощрениями, когда родители не замечают в нём хороших поступков, - всё это скажется потом.

Вот как формируется принятие или неприятие себя, которое называется в психологии "комплексом неполноценности". Если оперировать духовными категориями, комплекс неполноценности - следствие грехов. Нелюбовь к себе, комплекс неполноценности, неуверенность в себе - близкие между собой понятия. Чаще всего, это проявляется в страхах, тревогах, упадке сил, нежелании что-то делать, онемении, неспособности быть активным, энергичным человеком.

Процесс совершенствования личности, воспитания, развития вообще не прост, так как зависит от многих факторов. От того, в какой семье жили, воспитывались сами родители, какая генетика, какой уровень культуры, как они восприимчивы к духовному.

- То есть всё закладывается с детства? И во взрослом возрасте мало меняется?

- Да всё закладывается с детства. Во взрослом возрасте личность сформирована, но нельзя говорить, что ничего нельзя изменить. Ведь творческая жилка, находящаяся в душе каждого человека думающего, постоянно подвигает к тому, чтобы идти вперёд, развиваться. Этот механизм есть в каждом - идти вперёд, развиваться.

Разные судьбы человеческие этому свидетельство. У меня есть знакомые, родители моей подруги, которые воспитывались в детдоме - им сейчас уже за 70. Это такая прекрасная семья! Очень добропорядочная чета. Что им могли дать в детдоме? Всё-таки, детдом есть детдом. Эта моя знакомая рассказывала, какие лишения им пришлось пережить. И откуда же такой стержень?

А другой человек, в хорошей семье воспитывается, обеспеченной, на поверхности всё нормально, казалось бы. Но там такой ужас творится. Явно, что перекосов в воспитании много допущено. Родители ставили основной целью воспитания материальное благополучие ребенка: сыт, одет, на море возили и т.д. Я думаю, здесь много всяких моментов, и то, что заложено природой, передающееся через поколения от предков, и воспитание семейное. Но потом, когда человек вырастает, у него уже определяется своя жизненная линия. Наделённый свободой выбора, он может пойти разными путями: сложит руки и пустит жизнь на самотек, либо будет бороться со своими страстями, запрограммированными сценариями, настраиваясь на духовное развитие.

Если человек хочет что-то изменить, если он видит в себе те комплексы, которые ему мешают, если он пытается в этом разобраться, то его может пронзить искра Божия. Это может потребность что-то изменить, потребность жить по-другому, нежелание мириться с этим состоянием, с которым ты уже, казалось бы, свыкся. И тогда в человеке происходит переворот.

И это очень тесно связано с верой, на самом деле. Переворот - это переоценка ценностей, покаяние. Сначала это процесс осознания, сравнения того что у тебя было с тем, каким ты хочешь быть. И это осознание того, что ты жил не совсем правильно и желание что-то изменить, порождает уже более глубокий процесс. Искра, которая тебя пронзила - это встреча с Богом. И в тебе начинает пульсировать совесть. Она с тобой начинает разговаривать громким голосом. И тогда ты начинаешь что-то предпринимать. То есть, покаяние открывает двери в будущее. Человек скидывает с себя как ненужный слой "ветхого человека". Этот момент очень связан с сакральными вещами. С тем, как мы открываем в себе образ Божий. Открываем глубину себя. Это первые шаги к святости - когда человек понимает свою греховность, когда говорит: "Я грешен, я всё делал не так, я виноват".

- А какова связь греховности и низкой самооценки?

- Низкая самооценка - следствие того, что мы не знаем себя такими, какие есть на самом деле. Мы знаем себя только такими, какими нас сделал грех. Но мы не знаем себя лучших, какими мы сотворены и какими снова можем стать.

Древние философы говорили: "Познай себя и ты познаешь мир". Как трудно узнавать себя! Ты и хочешь быть хорошим, очень хочешь, и в тоже время одно не так, другое не так. И начинаешь думать - а где же я настоящий? Я думал, что я красивый и хороший, а на самом деле вон какой я!

- Является ли показателем взрослой личности наличие у неё положительной самооценки или это не обязательно?

- Взрослость подразумевает не только взрослость физиологическую, но и взрослость духовную. Чаще всего, именно духовная взрослость определяет состояние или уровень развития человека. Когда человек сознателен или чувствует других людей, открыт окружающим. На него можно положиться, он поможет в трудную минуту, он дисциплинирован в отношениях с людьми, в самоорганизации. Важно - как он управляет своей жизнью - временем, которое ему Бог подарил, находится ли он на своём месте. Очень много компонентов, которыми определяется уровень взрослости.

Взрослый человек уверен в себе, у него самооценка адекватная. Это не значит, что он гордится собой и ходит, думая: "Вот, какой я хороший". Взрослый человек принимает себя таким, какой он есть. Он знает свои недостатки, но знает и свои достоинства. Осознание достоинств происходит в нём автоматически. Он не тщеславится тем, какой он хороший. Он знает, что то, что он делает, он делает во славу Божью, ради людей, ради близких и ради себя. По одной причине - потому что ему хочется быть лучше, добрее, сильнее, спокойней. Это и есть составляющие самооценки.

Взрослый человек принимает как данность всё - и хорошее и плохое. Иоанн Златоуст говорил: "Благодари Бога за всё хорошее, потому что оно с тобой останется и за всё плохое, потому что оно когда-нибудь пройдёт".

То есть принятие жизни такой, какая она есть, со всеми её плюсами и минусами, радость от того, что ты живёшь, что тебе сделан такой подарок, принятие людей, находящихся рядом с тобой, чуткость к ним, радость к ним. Это залог успеха взрослого человека. Осуществить всё это на практике, конечно, нелегко. Как писалось в советских учебниках - человек должен быть гармоничной личностью. В принципе, это очень хорошая формулировка. Гармония - это слаженность, цельность, унисон. Это когда ты любишь всё, что с тобой рядом, это внутреннее ощущение благодати. Тогда ты не просто живёшь, а летишь над землёй. И в тоже время ты не оторван от земли. Ты и тут, и там.

- Как влияет социальное положение человека на самооценку?

- Социальное положение может серьёзно влиять на самооценку. Например, человек работает дворником, и у него из-за этого низкая самооценка, а человек, занимающий высокий пост, нос задрал. Но всё завит от того, как сам человек относится к своей социальной роли. Бывают люди, находящиеся на высоких постах, адекватно воспринимающие это. У меня знакомая, замминистра культуры, верующий человек - она разумно относится к своему статусу, и она простой человек, потому что богата духовно. Потому что она понимает источник происхождения тех возможностей, которые у неё есть. Знакомы мне и люди, которые работают на очень простых работах, зарабатывают не много, но при этом любят себя и вполне заслуженно себя уважают.

Одна из интерпретаций понятия "любить себя" такова: быть самим собой, принять себя, и соответственно "любить мир": принять мир таким, какой он есть. А если мы свою жизнь подчиняем высокому смыслу, то должны себе определить место, на котором будем находиться и служить Богу. И когда вместо того, чтобы думать о том, как всё вокруг плохо и насколько низкое место по сравнению с другими мы занимаем, мы будем положительно мотивировать себя, то это тоже окажет влияние на самооценку. Человек, который недоволен всем не может быть доволен собой. Очень важно найти смысл.

Вообще любовь к себе начинается с простых вопросов - зачем я здесь, кто я и куда я иду - это вопросы смысла жизни, на которые в этом мире помогает ответить культура.

- Вы говорили, что у человека с нормально сформировавшейся самооценкой есть осознание своих достоинств и недостатков. Но порой человек любит выпячивать свои достоинства, и это считается отрицательным качеством.

- Если человек заносчив, это значит что у него завышенная самооценка, а завышенная самооценка не означает правильная. Адекватная, правильная самооценка не вызывает заносчивости, тщеславия. Человек понимает, что не совершенен, и твердо знает, что будет изживать в себе недостатки.

- Должна ли любовь к себе как-то зависеть от оценки нас окружающими?

- Не должна. Само слово "зависеть" настораживает. И о слова "мнение", "оценка" тоже можно споткнуться. Неуверенность в себе порой связана с мнительностью, порождённой зависимостью от мнения окружающих. Доходит до абсурда: человек думает и о себе с позиции другого человека, и за другого человека. Диву даёшься. Я говорю такому человеку: "Откуда вы знаете, что он именно так о вас думает? Он может думать и так, а может думать и по-другому. И хорошо может думать, и плохо".

То есть идёт некое обобщение - человек думает, что все думают о нём плохо. Это тоже одна из психологических проблем. Можно сказать, что таким образом человек программирует других и себя на враждебное отношение, сам загоняет себя в какие-то рамки, боится людей. Вплоть до социофобии - боязни людей.

- Мудрые люди говорят, что чем больше себя человек знает, тем больше видит в себе недостатков. В то же время, мудрецы не страдают от внутренних конфликтов. Как примиряется знание своих недостатков с любовью к себе?

- Свои недостатки следует искоренять. Почему мудрость связана с темой внутреннего счастья? Потому что мудрый человек как в чистейшую воду смотрит, видя себя. Как в воде видит все камушки, галечки. Мудрый человек очень внимателен к проявлениям своей души, он их фильтрует, сортирует. Он окучивает, окультуривает свою душу, он всё время занят облагораживанием, потому что хочет, чтобы его душа была прекрасна и красива. Поэтому он будет защищать её от того, что может эту красоту нарушить. Он не запускает свой сад и потому, ему есть, за что любить себя. Но сколько за этим работы!

Мудрый человек, находится как бы в точке настоящего. Понимает, что идеальное - это далеко, но каждый момент своей жизни, если ответственно к нему подойти, может приблизить его к идеалу.

Мне близка формула, которую высказывает Никита Михалков: "Делай, что должно и пусть будет что будет". Да, я вижу свои недостатки. Да, с этим грузом жить нелегко, потому что он порождает внутренний конфликт. Но если человек понимает, для чего он находится на земле и как ограничен срок его бытия, он естественно озаботится и не пожалеет усилий для искоренения недостатков. Ему захочется поскорее стать счастливым, добрым, идеальным, совершенным.

Но это желание может вызвать перфекционизм - страх несоответствия абсолютному идеалу, что порождает внутреннее напряжение и тревогу, отнимая силы, необходимые для достижения поставленных целей. Эта тревога может распространяться и на окружающих, переходя в нездоровую требовательность к ним.

Примириться с реальностью, это быть терпимым к другим и терпимым к самому себе. Потому что, мы можем сделать только то, что мы можем сделать, что от меня зависит. А в первую очередь от меня зависит моя любовь к Богу, любовь к себе, любовь к людям на том месте, на котором я нахожусь. Главное - не уходить в фантазии. Когда мы фантазируем, что мы совершим много подвигов, то это может исказить наше восприятие реальности, что может серьезно помешать нашей работе над собой здесь и сейчас. Необходимо быть честным с собой в этом вопросе: просто делать то, что по силам тебе в настоящий момент жизни.

Бывает так, что наша невротическая потребность побуждает нас сделать всё по максимуму, быть гиперответственными. Но не следует браться за вещи, которые тебе пока не по плечу. Это как в Евангельской притче говорится - если ты хочешь построить дом, то сначала взвесь все ресурсы. Подумай: хватит ли денег, сил, материала, а потом только берись. Ведь если у тебя не получится, то над тобой посмеются люди. Мне кажется, в этой притче речь идёт о нас. Наше желание соответствовать высоким эталонам должно быть соотнесено с мерой наших возможностей.

Один из святых делился своим опытом, как не превозноситься, и в то же время чрезмерно не фиксироваться на своих недостатках. Он рассказывал, что в своей келье повесил на стену лист, разделённый пополам. В одной колонке были записаны все его хорошие поступки, а в другой все промахи. И как только его начинало заносить, он смотрел на колонку с ошибками. А как только обуревало недовольство, он смотрел в колонку с положительными примерами.

Такая своеобразная, но и очень эффективная коррекция самооценки.

Выпячивание и демонстрация своих достоинств чаще всего происходит от ощущения недоверия к людям - страха быть непризнанным, недооцененным. Уверенному в себе человеку не нужно подтверждение извне собственной полноценности, он в определенной мере самодостаточен.

(C) Pobedish.ru Психолог Ирина Рахимова

как побороть гнев

Как побороть гнев

Одним из побочных следствий неустойчивой погоды, от которой мы все так страдаем, является повышенная агрессивность. Если у вас участились конфликты на работе, начальник устраивает истерики по пустякам, да и сами вы готовы сорваться и накричать на коллег и родственников, вам наверняка будет интересно разобраться в природе такого сложного чувства, как гнев, и научиться этим чувством управлять.

Люди часто заполняют гневом пробелы в своем рассудке.

Уильям Олджер, американский писатель.

С детсадовских времен нам внушали, что злиться плохо. А что делать, если очень хочется? Большинство известных людей страшно гневливы. Рассказывают, что Никита Михалков, несмотря на весь свой лоск и шарм, ни минуты не колеблясь, заехал ногой в лицо юноше, кинувшему в него яйцом. Виктор Степанович в бытность премьер-министром, когда отчитывал министров, даже афоризмами не мог говорить - переходил на одни междометия. Страшен во гневе красноярский губернатор Александр Лебедь - он становится пунцовым и буквально сам себя забывает.

Именно на гневливости сделал свой политический имидж Владимир Жириновский. Не стесняется в выражениях прима отечественной эстрады Алла Пугачева. А уж как ярится наш президент, какими раскатами гремит, какие паузы выдерживает, так это вообще высший класс.

Кладовая агрессии

Чтобы совладать с собственным гневом, неплохо бы разобраться в его природе. За долгую жизнь в человеке накапливается огромное количество эмоционального "дерьма", целая кладовая невыраженной агрессии, обиды и боли. Если вы неожиданно взрываетесь на незначительное критическое замечание шефа, коллег или супруга - это на самом деле вы пытаетесь отстоять свое мнение перед всеми персонажами своей жизни, включая родителей, няню, воспитателей, учителей, других начальников, от которых в свое время испытали унижение. Остыв, вы можете даже удивиться, насколько ничтожным был повод и какой гипертрофированной - ваша на него реакция.

Если вы приходите домой и вдруг начинаете метать громы и молнии на головы домочадцев, включая супруга, детей, кошку и рыбок в аквариуме, значит, вы "загрузились" агрессией на работе и теперь пробуете направить ее в безопасное (на первый взгляд) русло. В припадке гнева вы вряд ли задумываетесь об эффекте бумеранга: посеянная вами ненависть возвратится к вам многократно усиленной. Своим близким (прежде всего детям) вы даете урок - в аналогичной ситуации они поведут себя по отношению к вам в таком же духе.

Причиной гнева может быть усталость, перегрузки на работе, хронический недосып. В этом случае курс лечения понятен: надо пораньше ложиться спать, почаще плавать в бассейне. Помогут успокаивающие таблетки (беррокка, ново-пассит) и отвары (настойки пустырника, валерьяны, боярышника, так называемый успокоительный сбор или чай), водные процедуры (душ Шарко, циркулярный душ, контрастные ванны).

Если же приступы гнева повторяются уж очень часто, обратитесь к психоневропатологу. Возможно, у вас невроз, связанный с гормональной перестройкой организма, - чаще всего подобные явления наблюдаются в 18-20 лет и в 45-50. Такие расстройства лечатся гормональными препаратами, причем подход всегда строго индивидуальный. Гнев может быть обусловлен и более серьезными психическими нарушениями, но я все-таки надеюсь, что большинство читателей - люди здоровые и их гнев не патология, а реакция на определенные обстоятельства.

Как успокоиться самому и погасить гнев других

Если вас душит гнев, постарайтесь не давить его в себе, а просто найти наиболее адекватные слова для его выражения. "Мне очень некомфортно в сложившейся ситуации. Давайте, чтобы не наговорить лишнего, отложим этот разговор".

Помогают дыхательные упражнения: вздохните глубоко, задержите дыхание на пару секунд, повторите так десять раз.

Если у вас есть возможность остаться в кабинете одному, устройте зарядку: изобразите боксера на ринге, сожмите кулаки и нанесите воображаемому противнику десяток-другой сильнейших ударов. Занимайтесь этим, пока не устанете.

Если вы по натуре гневливы и вам это мешает, попробуйте поставить у себя на столе какую-нибудь фотографию отвратительного орущего разозленного человека. Вам ведь не хочется быть на него похожим.

Один из способов борьбы с гневом - техника "безотрывного письма": нужно взять тетрадь и, не отрываясь ни на секунду, искренне и честно писать все, что приходит в голову, что волнует. Затем прочитать, понять, успокоиться и написанное разорвать и выбросить.

Если ваш начальник близок к гневу и вы хотите его охладить - сделайте что-нибудь неожиданное: попросите у него сигарету или стакан воды, переведите разговор на другую тему, расскажите анекдот. А лучше всего - доверительным тоном спросите, что его так сильно раздражает. Используйте сильные эмоции окружающих для прояснения их профессиональных интересов.

Если гневается ваш подчиненный и в состоянии возбуждения он пытается принизить ваш авторитет, поговорите с ним наедине. Не поможет - увольняйте. Его имидж строится на психологической конкуренции с официальным лидером, то есть с вами. Работать с такими людьми психологически очень некомфортно.

Если ваш шеф имеет привычку впадать в ярость и устраивать публичные разносы - не торопитесь обижаться на него до конца жизни. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: часто начальниками становятся люди, склонные к публичным шоу. Показательные наказания подчиненных для таких руководителей - что для рок-звезды выступление в "Олимпийском". Ваше предназначение - помочь шефу разрядить психологическое напряжение. К вам лично, вашим деловым качествам эта сцена не имеет никакого отношения.

С орущим начальником можно объясниться. Твердо скажите ему примерно следующее: "Когда со мной говорят таким тоном, я ничего не понимаю. Я хотел бы поговорить спокойно. Мне важно знать, что именно вызвало у вас такой сильный гнев".

Если шефа остановить не удается - извинитесь и выйдите из кабинета. Тем самым вы дадите понять, что роль козла отпущения не для вас. Начальник-самодур может не потерпеть такой независимой позиции, и вам придется искать другое место, что, впрочем, вам выгодно. Ежедневное общение с истеричными людьми вредно.

Негативные эмоции нередко являются следствием того, что мы пытаемся бежать впереди реальности: наши ожидания от жизни не соответствуют самой жизни. Например, пятнадцатилетняя девушка мечтает стать актрисой. При этом она не учитывает сотни обстоятельств: свою одаренность, соответствие определенному типу и пр. Осуществить свою мечту она не может и начинает злиться - на себя и на весь мир.

Но есть люди, которым гнев не свойствен. У них тоже есть определенные ожидания, но это не жесткая директива, а пожелания к жизни. Их спокойствие - результат постоянного контакта с реальностью и творческого диалога с ней, когда у будущего два автора: человек и мир (обстоятельства).

Для повседневной жизни это означает, что мы постоянно должны находиться в диалоге с окружающими. Надо уметь договариваться по поводу любых непредвиденных обстоятельств.

Управляемый вулкан

Скучные американцы придумали совершенно неинтересный и потому практически неприемлемый для россиян вариант выражения взаимной агрессии для супругов. Эта процедура называется "Везувий". Она предполагает, что у каждого из партнеров есть право выразить "второй половине" все свое бешенство, используя самые крепкие выражения. Но при одном условии: с согласия партнера и в удобное для него время.

Происходит это приблизительно так. Жена подходит к мужу и говорит: "Дорогой, меня переполняют сложные эмоции, я сама не могу с ними справиться. Не позволишь ли ты мне провести "Везувий" в удобное для тебя время?" Муж, естественно, соглашается, так как сам он тоже кое-что знает о психологии супружеских отношений и понимает, что нужно помочь жене выразить накопленную агрессию, иначе в самое неподходящее время будет скандал, истерики, обиды.

Партнеры договариваются о взаимно удобном времени, месте и продолжительности очистительной процедуры. Кстати, супруги могут делать ее по очереди, так как каждому найдется что сказать.

В оговоренный момент они встречаются специально для "Везувия". Жена спрашивает мужа, готов ли он. Он засекает время и дает отмашку, после чего смотрит на нее заботливыми глазами и молчит. Она делает все то же, что сделала бы при обычном скандале, - в ход идут упреки, претензии, заявления типа: "Все мужчины козлы", топанье ногами, слезы, битье тарелок (разрешено все, кроме членовредительства). Но вот муж дает знать, что лимит исчерпан, после чего бережно заключает супругу в объятия, благодарит ее за то, что она решилась выразить весь свой гнев по его адресу, и просит поступать так и впредь, а не копить наболевшее в себе. Жена так же нежно обнимает супруга и благодарит за то, что он дал ей возможность освободиться от душевного мусора.

Как видите, все скучно до безобразия: нет победителей, нет побежденных, никто не выбит из рабочего состояния, а главное - человек имеет возможность открыто выразить свой гнев, никого не унизив и не чувствуя себя виноватым. После "Везувия" пара может спокойно (естественно, насколько это возможно после всех услышанных гадостей) обсудить причины недоразумений, чтобы внести коррективы в отношения.

Нечто подобное делают мудрые начальники, которые время от времени встречаются с подчиненными в неформальной обстановке, позволяют им высказываться начистоту и при этом не обижаются. Правда, ни одному подчиненному я бы не советовала на такие предложения откликаться...

В любом случае в состоянии аффекта воздержитесь от важных решений. Гнев, как ненастье, нужно переждать. Еще Сенека советовал: "Лучшее средство при гневе - промедление".

Евгения ВАРЛАМОВА,

руководитель тренинга "Психология любви".

"Профиль". http://gazetazp.ru/1999/125/7/