вторник, 10 марта 2009 г.

Застенчивость

ö

запись в сообществе"Ожерелье",автор поста Фрейя.

"Очевидно, что застенчивость как-то влияет на нашу жизнь. То, что мы считали своим личным горем (застенчивостью), оказывается свойственным громадному числу людей. Так что нам можно утешиться тем, что в своих страданиях мы не одиноки.



Людям застенчивым, нерешительным и чаще всего мнительным, чрезвычайно тяжело адаптироваться, приспосабливаться к реалиям нашего бытия, к новым межличностным отношениям. Застенчивость может быть своеобразным недугом, калечащим человека не меньше, чем самая тяжелая болезнь.

Ее последствия могут быть удручающими:

- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от этого;

- она мешает человеку выражать свое мнение и отстаивать свои права;

- ваша застенчивость не дает другим людям положительно оценивать ваши личные достоинства;

- застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- очень часто она сопровождается негативными переживаниями, чувством одиночества, тревожности и депрессии.

Однако не следует забывать, что застенчивые, как правило, милые, спокойные, совестливые люди. Впрочем, это сегодня не в цене.

Проверить, насколько они свойственны нам, поможет несложный тест:

1. Бывало ли так, что Вы покупаете вещь только потому, что Вам трудно сказать "нет" продавцу?

2. Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте или в театре, стесняетесь ли Вы попросить его быть потише?

3. Трудно ли Вам спросить о чем-нибудь незнакомого человека?

4. Испытываете ли Вы напряжение при необходимости поддерживать разговор в малознакомой компании?

5. Неловко ли Вам критиковать друзей, если они очевидно неправы?

6. Оказываетесь ли Вы в замешательстве, не зная что ответить, если Вам делают комплимент?

7. Часто ли Вы чувствуете, что люди используют Вас в своих интересах?

8. Трудно ли Вам отказать хорошему знакомому, когда вы понимаете, что эта просьба неразумна?

9. Бывает ли что Вам неудобно отказаться дать свой телефон при настойчивой просьбе, а Вы этого не хотите?

10. Считают ли Вас Ваши дети или подчиненные по службе слишком мягким?

11. Чувствуете ли Вы зажатость и трудность спонтанного самовыражения в интимных отношениях?

12. Предпочитаете ли Вы чаще подавлять свои чувства, вместо того, чтобы открыто и искренне выразить их?

Американские психологи, разработавшие этот психологический инструмент, считают, что "если Вы ответили "ДА" больше чем на три вопроса, можно предположить, что Вам свойственна выраженная неуверенность в себе и, возможно, низкая самооценка. В результате в Вашей жизни могут накапливаться проблемы и неудачи. Откуда происходит комплекс подобных характерологических расстройств? В различных психологических школах существуют свои объяснения.

Психоаналитик понимает болезненную застенчивость как чрезмерное "давление Сверх-Я" то есть той части психики, которая соответствует нашим идеальным представлениям о себе, нашего внутреннего контролера, совести. Представители бихевиорального направления воспримут неуверенность в себе как следствие поведения, которому человек был научен в детстве и, которое поначалу было выгодным для него. Может быть, родители или воспитатели всячески поощряли скромность, уступчивость и послушание до такой степени, что эти особенности стали чертами характера.

Экзистенциально ориентированные психологи могут здесь предложить концепцию тревожности как недолюбленности.

Ведь полноценно живущему человеку свойственно внутреннее

принятие себя как любимого - другими людьми, судьбой или Высшей Силой. Тот, кто испытывает дефицит любимости или, что тоже самое, сниженную самоценность, всегда будет искать подтверждения своей ценности в глазах других. Отсюда - постоянное тревожное ожидание того, что он будет отвергнут, унижен, высмеян, не понят. В преодолении болезненной застенчивости эти подходы одинаково ценны и взаимодополняют друг друга. Так хороший психоанализ поможет обнаружить, когда и почему "над-сознание" стало подавлять "сознание". В бихевиоральной терапии разработано немало эффективных упражнений для тренинга уверенности в себе.

Например, человека испытывающему мучительное смущение при разговоре по телефону может помочь рекомендация осуществить такой разговор, представляя себе, что сейчас звонит не он, а другой человек, предположим тот же психотерапевт или известный своими решительными манерами киноактер. Отождествляя себя с другим, человек может легче справиться с привычно пугающим стрессовым фактором. Восстановлению или развитию способности свободного и радостного общения способствуют занятия в психологических группах, когда происходит психодраматическое проигрывание предстоящих сложных ситуаций и выбор стратегий оптимального поведения.

Экзистенциальный подход предусматривает совместный с терапевтом - "спутником" увлекательный путь выявления ресурсов добра и любви в себе, опыт действия в каждом жизненном положении целиком вовлекаясь в него, не оставляя места для привычного тревожного отслеживания за своим состоянием и реакцией окружающих на него. Как правило, назначение психотропных средств, повышающих настроение, не показано при подобных состояниях. Действительно, в нашей культуре распространен мотив - "выпить для храбрости".

Те, кому это знакомо, знают, что решения проблемы застенчивости таким путем не происходит, напротив, человек становится смелым только "приняв свою дозу", за что потом расплачивается лишь усилением присущей ему тревожности. Итак, хорошая психотерапия могла бы быть замечательным инструментам улучшения качества жизни (есть такое понятие в западной психологии). Представляется, что такая терапия должна быть интегративной, то есть включать в себя техники из различных теоретических психологических подходов. Человеку, страдающему застенчивостью, поможет и внимательное выслушивание - так происходит повышение ценности в собственных глазах, и методы мышечной релаксации - ведь зажимы тела аккомпанируют душевной скованности, и задания, направленные на социальную адаптацию - например, упражнение поздороваться с первыми тремя встречными утром, и, даже духовные методы.

Великий православный подвижник о. Иоанн Кронштадский писал, что святого от обычного человека отделяет лишь степень решимости стать святым. И именно духовно-ориентированный подход предполагает личностный рост как освобождение от невротических симптомов через любовь к себе и своей судьбе, через умение мудро распознавать внешние обстоятельства как приглашение к диалогу с Тайной, стоящей за обыденностью вещей и событий. Что же сказать в заключение...

Если Вы замечаете, что Ваша застенчивость мешает Вам, если Вы страдаете от того, что не можете легко и свободно действовать в ситуациях, аналогичных тем, которые указаны в опроснике, то не позволяйте Вашему характеру портить Вашу жизнь. Пока мы живы, мы способны изменять себя. И пусть первым шагом на этом пути будет то, что Вы поверите в это.

http://www.geocities.com/drbelorusov

А ТЕПЕРЬ - НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ С ЭТОЙ ЧЕРТОЙ ХАРАКТЕРА.

Разговор с незнакомцем.

Вы стесняетесь лично, обращаться к кому бы то ни было? Это для вас не только затруднительно, но и мучительно? Начните тренировку с того, что позвоните, например, на радио (или телевидение) и выскажите свое мнение об услышанной (увиденной) передаче.

Можно также позвонить в ближайшую фирму, магазин, библиотеку и поговорить на интересующую вас тему. Интуитивно подобным приемом пользуются люди, звонящие по телефонам доверия, - выговариваясь, они ослабляют актуальность своих переживаний.

Анонимная беседа.

Хорошей тренировкой для избавления от застенчивости является разговор с незнакомыми людьми в общественных местах. Легче всего вступают в контакт люди, стоящие в очередях или едущие в электричке. В беседе постарайтесь быть внимательными к тому, что говорят Ваши собеседники, подчеркивая это мимикой, жестами и особенно словами "да-да", "конечно", "неужели?", "это интересно" и т.п. Не бойтесь признаться в том, что вы чего-то не знаете - людям нравится объяснять что-либо другим!

Станьте интересным!

Следует развивать в себе навык, который способен помочь расположить к себе окружающих. А для этого учитесь вести себя раскованнее в любом обществе. Здесь хорошо все: человек, умеющий играть на музыкальном инструменте (например, гитаре) или имеющий незаурядный дар рассказывать анекдоты, или показывать фокусы.

Будьте в курсе политических событий, новостей, шоу-бизнеса, финансов, информации о необычных аномальных явлениях. Читайте книги, хотя бы бестселлеры, и будьте готовы к их обсуждению. Конечно, довольно трудно сосредоточиться на новых ценностях, если и вас постоянно терзают тревожные мысли, вы напряжены. Или у вас неважное настроение. И чтобы обрести уверенность в себе, необходимо взять на вооружение несколько простейших приемов психической саморегуляции.

Самонастрой.

Французский психотерапевт (и аптекарь) Эмиль Куз предложил при пробуждении (в особом гипнотическом состоянии), или также перед засыпанием по 30 раз произносить про себя какую-нибудь позитивно-утвердительную формулу.

Например, человек застенчивый, неуверенный в себе, должен настраивать себя на то, что с каждым днем становится все активнее в общении с людьми, все смелее, все увереннее в себе и своих отношениях с другими. Он должен внушать себе, что крепнет душевно, избавляясь от мучающих его переживаний.

Острый диалог.

Составьте список людей, в обществе которых вы испытываете застенчивость и внутреннее напряжение. Затем поставьте два стула. Сядьте на один из них и вообразите, что на другом перед вами сидит первый человек из вашего списка. Обращаясь к нему, выскажите все, что связано с проблемой вашей застенчивости. Потом пересядьте на его стул и попытайтесь ответить себе с точки зрения вашего воображаемого собеседника.

Побеседуйте, таким образом, со всеми людьми из вашего списка. В общем, начните хоть что-то делать для себя, милые мои застенчивые! Начните немедленно, сегодня, сейчас."

http://psy.rin.ru/article/1640-101.html

http://www.bashful-world.ru/

АНДРЕЕВ - РОЗА МИРА. ЖЕНСТВЕННОСТЬ





Я подхожу к решающему тезису. И все же, сколь бы ни был он важен, я едва смею сказать о нем несколько слов. Почти две тысячи лет существует догмат христианского учения, которого сейчас придется коснуться. Подвергались сомнению самые различные догматы Символа веры, из различных их пониманий возникали расколы, секты, ереси; даже ничтожнейшие обрядовые различия перерастали порой в настоящую пропасть, отделявшую схизматиков от господствующей церкви. Но за все девятнадцать веков никогда, кажется, не появлялось разногласий о том, что считалось основой основ: о трех ипостасях Пресвятой Троицы - Боге-Отце, Боге-Сыне, Боге-Святом Духе.

Подвергать историческому или психологическому разбору факт возникновения в христианской церкви именно такого понимания Троичности мне не хотелось бы. Ни необходимых материалов, ни нужной для этого эрудиции у меня нет И даже если бы я обладал тем и другим, мне страшно было бы коснуться ланцетом рассудочного анализа таинственнейших духовных глубин, где возникала и определялась в первые века после Христа эта идея. Позволю себе только напомнить одну страницу евангельской истории, которая указывает, как мне кажется, не в сторону такого понимания тайны Троичности, а в иную. Каноническими евангелиями (от Матфея и от Луки) утверждается ясно и отчетливо зачатие Младенца Иисуса Девой Марией от Святого Духа.

Таким образом, можно заключить, что не Бог-Отец был Отцом Христа как человека, но Святой Дух. Однако как же это? Предвечное рождение Бога-Сына от Бога-Отца могло ли иначе выразиться мистериально в историческом, человеческом мире, как только рождением человека Иисуса от сил Той же ипостаси? ? Но нет, евангельский рассказ совершенно отчетлив. Неотчетливо другое: понимание третьей ипостаси церковью христианской. За всю историю церкви догмат о третей ипостаси так и не был разработан. Даже поражает контраст между подробнейшей ? может быть, даже слишком подробной разработкой учения о Боге-Сыне ? и почти пустым местом, каким являются догматические формулы о Святом Духе. Но ничего странного, в сущности, тут нет. Не случайно христианская религия сама именовала себя именно христианской: кроме указания на ее происхождение от Христа, в этом наименовании заключено было отражение того факта, что эта религия есть откровение Бога-Сына по преимуществу, то есть не столько религия Троицы, сколько именно Сына. Отсюда и эта чрезмерно туманная обобщенность, неясность, отсутствие полноты, а иногда и противоречивость в догматах, касающихся других ипостасей. Ведь кем может быть Сам Бог-Отец, как не Духом? Только Духом. И притом именно Святым, в отличие от всех других духов, им сотворенных, ибо каждая из богосотворенных и даже богорожденных монад может совершить - и многие совершили - отрицательный выбор, богоотступничество; Отец же - совершенно очевидно - не может отпасть от Самого Себя. Он первичен, неизменяем, незамутним и неомрачим, и именуется Святым именно в этом смысле. Какое же положительное содержание можно вложить в отвлечение от Бога-Отца двух Ему изначально присущих свойств - Его духовности и Его святости? Где основания для того, чтобы этому отвлечению придавать совершенно автономное значение в качестве третьего лица Троицы? Вообще, почему, на каких словах Христа, на каком свидетельстве четырех евангелий можно основать учение о том, что Бог-Отец есть одна ипостась Троицы, а Святой Дух - другая? В евангелиях на это указаний нет. Слова Иисуса, приводимые в качестве обоснования, это Его известное пророчество: "Пошлю вам духа утешителя, он же наставит вас на всякую истину". Из различного толкования именно этих слов возник даже великий раскол, что рассек единое тело христианской церкви на восточную и западную половины; но при этом оба толкования исходили из общего постулата: из неоспоренного почему-то никем положения, будто здесь Иисус подразумевает под духом-утешителем именно третью ипостась. Но ведь в этих словах нет и тени указания на то, что утешитель, которого пошлет Воскресший Спаситель, есть третья ипостась и вообще ипостась. Нет здесь указания и на то, что под выражениями "дух утешитель" и "Бог Святой Дух" следует понимать одно и то же. Разве не естественнее и не последовательнее, не понятнее со всех точек зрения совсем другое решение: именно, решение в том смысле, что Бог Святой Дух именно и есть Бог-Отец, ибо Бог-Отец не может быть кем-либо иным, как Святым и Духом.

Опять-таки, я касаюсь здесь таких корней великого учения, противопоставляю одинокий голос такому могучему, необозримому хору, звучащему столько веков, что не может быть сомнения в характере отзывов на него, даже если он будет кем-либо услышан. Я даже понимаю, что в глазах некоторых окажусь повинен в великом духовном преступлении и мне будет приписан единственный непрощаемый (по Евангелию) грех: хула на Святого Духа. Заявляю торжественно: поклоняюсь Святому Духу, чту Его и молюсь Ему с таким же благоговением, как другие христиане; и не могу видеть не только хулы на Него, но ни малейшего принижения Его образа в той идее, что Он есть Бог-Отец и что Бог-Отец есть Бог Святой Дух, - что это два именования одного и того же - первого - лица Пресвятой Троицы.

И подчеркиваю, что высказываю здесь свое личное мнение, ни на что не претендующее. Правда, мнение это представляется мне выводом, к которому со временем должны будут прийти многие и многие. Подтверждено оно было и той высшей инстанцией, которая остается для меня единственным решающим авторитетом. Но я считаю, что никто не уполномочен настаивать на единственной и абсолютной правильности этой идеи, на ее догматической обязательности. Законной, общеочевидной инстанцией, полномочной разрешить такой вопрос, мог бы быть Восьмой Вселенский собор, где представители всех ныне существующих христианских вероисповеданий и Роза Мира подвергли бы обсуждению этот тезис, равно как и тезис об абсолютной истинности и неотменимости постановлений вселенских соборов вообще, и, быть может, пересмотрели бы некоторые пункты ортодоксальной догматики. Пока же этого не свершилось, никто в Розе Мира не может утверждать полную ошибочность старого догмата: можно только веровать так, как подсказывает совесть и собственный духовный опыт, и работать для воссоединения церквей, для разрешения всех недоумений.

Однако высказанная здесь идея открывает путь к решению другой, не менее кардинальной проблемы.

Известно, что от гностиков до христианских мыслителей начала XX века в христианстве жило смутное, но горячее, настойчивое чувство Мирового Женственного Начала, - чувство, что Начало это есть не иллюзия, не перенесение человеческих категорий на план космический, но высшая духовная реальность. Церковь намеревалась, очевидно, дать выход этому чувству, освятив своим авторитетом культ Богоматери на Востоке, культ Мадонны - на Западе. Действительно, перед благоговейным почитанием Материнского Начала - почитанием, иррационально врожденным народной массе, - возник конкретный образ, к которому оно и устремилось. Но то мистическое чувство, о котором я говорю, - чувство Вечной Женственности как начала космического, божественного, - осталось неудовлетворенным. Ранняя и непререкаемая догматизация учения об ипостасях поставила носителей этого чувства в своеобразное положение: дабы не отпасть в ересь, они принуждены были обходить коренной вопрос, не договаривать до конца, иногда отождествлять Мировую Женственность со Вселенской Церковью или же, наконец, совершать отвлечение одного из атрибутов Божества - Его Премудрости - и персонифицировать это отвлечение, наименовав его Святой Софией. Высшие церковные инстанции избегали высказываться по этому вопросу сколько-нибудь определенно, и это не может быть поставлено им в вину, ибо идея Мировой Женственности не может не перерастать в идею Женственного аспекта Божества, а это, естественно, грозит ломкой догматизированных представлений о лицах Пресвятой Троицы (1).

Я встречал немало людей, в культурном и умственном отношении весьма утонченных и обладающих несомненным духовным опытом и, однако же, удивлявшихся и даже оскорблявшихся самым принципом: переносом, как им казалось, различий пола и вообще человеческих категорий на миры высочайшей реальности и даже в тайну Самого Божества. Им это представлялось следствием древней склонности к антропоморфизации духовных сфер нашим ограниченным человеческим сознанием. Из весьма схожих (психологически) источников вытекает, между прочим, протест строгого магометанского монотеизма против идеи Троичности и против культа Богоматери. И потому же с такой нетерпимостью отталкиваются деизм и современный абстрактный космополитический монизм от представлений о Троице, от веры в иерархии и, конечно, от идеи Вечной Женственности. Повторяется, как это ни смешно, даже обвинение в многобожии, брошенное христианству Мухаммедом 1 300 лет назад.

В основе подобных обвинений лежит либо слишком упрощенное понимание христианских идей, либо нежелание вникнуть в глубину вопроса. Ни в историческом христианстве, ни тем менее в данной концепции, никакого переноса человеческих категорий на Божество нет, а есть нечто принципиально обратное. Единство Божие не подвергается, разумеется, ничьему сомнению: наивно было бы искать здесь возвращения ко временам Карфагена, Ура или Гелиополиса. Ипостаси - это различные выявления Единой Сущности вовне; это - то, как открывается Она миру, а не какою пребывает в Себе. Но выявления вовне столь же абсолютно реальны, как и пребывание в Себе; поэтому ипостаси не могут быть приняты ни в коем случае за иллюзии или за аберрации нашего сознания.

Выявляясь вовне, Единый проявляет некую присущую Ему внутреннюю полярность. Сущность этой полярности внутри Божества для нас трансцендентна. Но, выявляясь вовне, она воспринимается нами, как полярность двух друг к другу тяготеющих и друг без друга не пребывающих начал, извечно и присно соединяющихся в творческой любви и дающих начало третьему и завершающему: Сыну, Основе Вселенной, Логосу. Истекая во вселенную, божественность сохраняет эту присущую ей полярность; ею пронизана вся духовность и вся материальность вселенной. На различных ступенях бытия она выражается различно. В слое неорганической материи, который доступен всеобщему человеческому восприятию, ее можно усмотреть, вероятно, в основе того, что мы именуем всеобщим законом тяготения, в полярности электричества и во многом другом. В органической же материи нашего слоя, здесь, эта полярность Божественного проявляется в противозначности мужского и женского начал. Повторяю и подчеркиваю: здесь, ибо лежащая в основе этой противозначности полярность Божества, сама в себе, в своей сути, не может быть понятна.

Вот почему Божественную Женственность мы именуем Матерью Логоса и через Него всей вселенной. Но извечный союз между Отцом и Матерью не изменяет Ее предвечной сущности; именно поэтому мы именуем Матерь миров Приснодевою.

Таким образом, в учении о Троице и о Женственном аспекте Божества наличествует не перенесение "слишком человеческого" на сферы горние, а, напротив, понимание объективной полярности наших слоев - мужского и женского начал - как проекции непостижимой для нас полярности в существе Бога. "Бог есть любовь", - сказал Иоанн. Будут сменяться века, потом зоны, наконец, брамфатуры и галактики; каждый из нас, рано или поздно, достигнет Плеромы - божественной Полноты и вступит в родимое Лоно уже не только как дитя, но и как брат Божий; наши нынешние представления о Божестве исчезнут из памяти, как бледные, отцветшие, ненужные больше тени; но и тогда истина о том, что Бог есть любовь, не утратит своей истинности. Бог любит не Себя (такое предположение было бы кощунственно), но Каждая из таящихся в Нем Непостижимостей обращена любовью на другую, и в этой любви рождается Третье: Основа Вселенной. Отец - Приснодева-Матерь - Сын.

Высочайшая из тайн, внутренняя тайна Божества, тайна любви Отца и Матери, отнюдь не "отражается" в человеческой любви, какой бы то ни было: ничто в мире конечном не может быть соизмеримо или подобно сущности этой тайны. Но и ничто в мире, за исключением того, что исходит от начал богоотступнических, не может быть сторонним по отношению к этой тайне. В человеческой любви вообще, то есть в любви ко всему живому, выражается (а не отражается) существо Триединого, - существо, которое есть любовь. В любви же мужчины и женщины выражается (а не отражается) внутренняя тайна союза Отца и Матери в той мере, в какой она нас достигает, будучи преломленной множеством слоев космического ряда. В этом и заключается коренное, онтологическое различие двух областей нашей духовной жизни, не имеющих между собой почти ничего общего, но на нашем нищем языке выражаемых одним и тем же словом.

Любовь ко всему сущему давно уже стала - если не на практике, то в идее - религиозной основой, и даже не в одном только христианстве. От грядущего надо ожидать все большего расширения того, что охватывается любовью. Правда, в безрелигиозных учениях современности явно выражено отступление вспять, к любви в крайне суженном смысле: к своему государственному коллективу, к его союзникам и сторонникам за рубежом, к своей семье и своим друзьям - и только. Но это явление сугубо временное, обусловленное всем характером безрелигиозной эпохи с ее ограниченной и сниженной моралью, и срок ему - тот же, что и всему безрелигиозному этапу развития. Следующая же религиозная эпоха потому и будет новой, что провозгласит и будет стремиться осуществить охват любовью всего человечества, всех царств Природы и всех восходящих иерархий (2). В далеком будущем откроются еще большие духовные возможности. Станет доступной и необходимой даже любовь к демонам. Уже и в прошлом некоторые из святых возвышались до такой любви. Но опережать самих себя, воспитывать в своей душе, еще несвободной от соблазнов, еще не охватившей любовью даже человечества и царства животных, любовь к исконным врагам Бога и всего живого, значит подвергать угрозе восходящий путь собственной души. Демоны только и ждут, чтобы их пожалели. Но ждут, конечно, не потому, что им эта жалость нужна (они одержимы гордыней и человеческую жалость презирают), но потому, что от такой жалости к ним человека - один шаг к его сомнению в их неправоте, а от подобного сомнения - рукой подать до богоборческого искушения и до бунта; бунт же предопределяет подпадение души жестокому воздаянию и порождению душой излучений страдания, гавваха, в том именно изобилии, о каком мечтают демоны для поддержания своих жизненных сил. Поэтому любовь к демонам в высшей степени опасна для всякого, кроме уже просветленной души. Просветленная же душа будет понимать сама, как можно любить, не испытывая при этом ни сочувствия (потому что сочувствие кому-либо невозможно без сочувствия его основной деятельности, а деятельность демонов направлена только ко злу), ни сорадования (потому что они радуются только тому, что противно Провидению). Эта любовь может выражаться только в чувстве величайшей жалости, в вере в их конечное просветление и в готовности отдать все, кроме своей верности Божеству, ради этого просветления.

Но ведь любовь ко всему сущему - это практически только одна сторона проблемы. Как же быть с другой стороной нашей жизни - и внешней и внутренней, - той, которая включает в себя все, именуемое любовью между мужчиной и женщиной?

"Раскаленный уголь" внутри каждого существа, неумолимый инстинкт воспроизведения рода, источник самопожертвований, неистовых страстей, чистейших вдохновений, преступлений, подвигов, пороков и самоубийств - странно ли, что для подвижников и святых именно эта любовь была величайшим камнем преткновения? Пытались различать двойственность внутри нее самой: телесной любви противопоставляли платоническую, мимолетной страсти - любовь неизменную, свободной связи - труд и долг деторождения, разврату - романтическую влюбленность. Иногда различали двойственность трансфизических истоков любви: Афродиту Уранию и Афродиту Простонародную. Но в конкретной данности, в живом чувстве, в повседневных отношениях все переплеталось, спутывайтесь, переходило одно в другое, уплотнялось в узел, который невозможно развязать; начинайте казаться, что лучше выкорчевать самые корни этой любви, чем заслонить ее буйными зарослями путь для себя в небо.

Так начиналась в религии великая аскетическая эра. Незачем, я думаю, повторять истины о том, на какие сделки с собственным духом должны были пойти христианство и буддизм, чтобы не выродиться в аскетические секты, ненавидящие жизнь и сами ею ненавидимые. Брак был освящен таинством, деторождение благословлено, но высшим состоянием продолжало считаться - и совершенно последовательно - иночество.

Особенность любви как источника разнообразных человеческих трагедий заключается в том, что любовное влечение может быть и односторонним. Эту свою особенность любовь не утратит, конечно, долго - вплоть до второго зона. Но кроме трагедий этого рода, если можно так выразиться - трагедий первичных, человечество, стремясь нормализовать усложнявшуюся жизнь, создало предпосылки и для других трагедий: они происходят тогда, когда любовь двоих вступает в конфликт с установившимся обычаем, общественными воззрениями или государственным законом. Когда мужчина или женщина любит, но не встречает ответа, это - трагедия первого типа, и с этим нельзя сделать ничего, пока человечество, как говорил Достоевский, "не переменится физически". Когда же оба любят друг друга, но их всестороннее гармоническое соединение, ничем не омраченное, нельзя осуществить вследствие семейного или общественного положения одного из них, - это трагедия второго типа; обычай и законодательство должны быть со временем перестроены так, чтобы свести трагедии этого рода к минимуму, если не к нулю.

Задача колоссальной сложности. Даже вряд ли может быть выработана единая для всего человечества система узаконений в этой области: уровень социального и культурного развития, традиции и национальные психологии слишком различны. Не центральный законодательный орган Розы Мира, но, вероятно, ее законодательные органы в отдельных странах должны будут заняться этим. Достаточно ясно, кроме того, что здесь придется вести общество, как и во всем другом, через ряд последовательных стадий, потому что односторонне отрицательное решение вопроса, то есть внезапная отмена ограничений закона, приводит, как это показал опыт России, к моральной анархии, вынуждающей государство к отмене отмен и к восстановлению запретов. Это потому, что отмены производились механически, без предварительного воспитания в поколениях такого взгляда на брак и любовь, какой необходим для умения пользоваться столь широкой свободой.

Думается, что правильный религиозный ответ на вопрос о любви между мужчиной и женщиной может быть только один: эта любовь благословенна, прекрасна и свята в той мере, в какой эта любовь творческая.

Что под этим разумеется?

Разумеется то, что наиболее распространенным видом творческой любви в нашем зоне является рождение и воспитание детей, но что это отнюдь не единственный вид творческой любви и любовного творчества. Совместный труд в любой из областей культуры, воспитывание друг в друге лучших сторон личности, обоюдное самосовершенствование, вдохновление друг друга на художественный, религиозный и любой другой творческий труд, наконец, даже простое счастье молодой, свежей, страстной любви, обогащающее, усиливающее и поднимающее обоих, - все это богосотворчество, потому что ведет к возрастанию их и просветлению, к увеличению мирового океана любви и радости. Излучения прекрасной любви между мужчиной и женщиной поднимаются в высочайшие миры, их укрепляя, - в те миры, которые были охарактеризованы в одной из предыдущих глав как Волны Мировой Женственности. Даже если оба любящих направляют свой совместный творческий труд в ошибочную сторону, если оба они, например, трудятся в таком направлении, которое имеет общественно вредный смысл, - даже в этом случае заслуживает осуждения только направленность этого труда; импульс же сотворчества, которым отмечена их любовь, дух товарищества, спутничества и дружбы, которым она пронизана, - благословенны свыше.

Пока человечество физически не преображено, до тех пор любовь между мужчиной и женщиной останется как бы прикрепленной к инстинкту физического размножения. Со временем это станет не так. Творчество любви изменит свое содержание. Понятие физического размножения окажется к преображенному человечеству неприменимым вообще. Тогда будет иметь место воплощение монад в просветленных телах, осуществляющееся совершенно иначе. Но, конечно, в условиях нашего зона основным видом любовного творчества остается все-таки рождение детей и их воспитание.

Проблеме воспитания посвящены главы в конце книги. Здесь же мне кажется своевременным отметить некоторые особенности тех исторических задач, которые не только в воспитании, но и вообще в жизни ставит именно перед женщиной начинающийся ныне цикл эпох.

И от мужчин, и от некоторых женщин, не обладающих глубиной понимания как раз именно женственного начала, случается услышать решительное утверждение, будто бы культурные и творческие задачи обоих полов - одни и те же, а если до сих пор в общественности, политике, науке, технике, философии, даже в искусстве женщина уступала мужчине в объеме и значительности создаваемого, то это объясняется лишь тем, что женщина всегда находилась в положении подчиненном и угнетенном.

Такое мнение распространено шире, чем можно было бы думать. Допустимо даже назвать его ходячим.

Однако разве женщина всегда и везде находилась в угнетенном положении? Уже двести лет в Европе и России двери творческого труда в области литературы и искусства были открыты - конечно, в привилегированных классах - перед женщинами так же, как перед мужчинами. Нужно ли напоминать, что, проявив бесспорную одаренность и выдвинув немалое число музыкантов-исполнителей, женщины за эти два столетия (равно, впрочем, как и за весь предшествующий период всемирной истории) не обогатили пантеон музыкальных гениев ни единым именем? Грустно, что приходится указывать на то, что среди корифеев мировой литературы на двести или триста мужских имен приходится шесть или семь женских. Уже около столетия назад женщина добилась во многих странах права на высшее образование. И она с успехом заменила мужчину на широких участках профессиональной деятельности: в больницах, лабораториях, за школьными кафедрами, даже иногда в научных экспедициях. Но где же те сотни имен выдающихся женщин-ученых, которые могли бы уравновесить сотни мужских имен, ставших известными всему миру за тот же период времени? Мировой театр блещет, как звездное небо, именами замечательных актрис. Но приобрела ли хоть одна женщина-режиссер действительно всемирную известность? Слыхал ли кто-нибудь о женщине - великом философе? великом архитекторе? великом государственном деятеле? знаменитом металлурге, мудром критике, замечательном организаторе производства, прославленном шахматисте? - Отрицать или игнорировать эти факты значит расписываться в полной потере объективности. Вместо отрицания фактов было бы плодотворнее изменить на них угол зрения. Одарена ли женщина менее, чем мужчина? Совершенно бесспорно, что в некоторых отношениях - да. И столь же бесспорно, что в других отношениях она обладает дарами, которых мужчина не имеет и никогда не будет иметь.

Было бы, разумеется, реакционным абсурдом отрицание того, что женщина может быть хорошим геологом, добросовестным инженером, талантливым художником, квалифицированным химиком или биологом, или сомневаться в полезности или ценности ее работы в таких областях. Но можно и должно усвоить два бесспорных факта: во-первых, то, что список гениальных деятелей в этих областях не обогатился и вряд ли когда-нибудь обогатится женскими именами, а во-вторых, то, что незаменима и высокоодарена женщина - в другом.

Материнство. Воспитание детей. Творчество домашнего очага. Уход за больными и лечение. Этическое врачевание преступников. Преобразование природы. Совершенствование животных. Некоторые русла религиозной жизни. Творчество любви. И, наконец, творческое оплодотворение души того, кого она полюбила. Вот в чем женщина незаменима и безгранично одарена.

В первом и в последнем из этих видов творчества она незаменима абсолютно. В остальных же - мужчина уступает ей в той же мере, в какой она уступает ему на поприще государственной деятельности или технических наук. Ибо здесь требуется именно женское, женственное душевное качество: мягкость, любовная нежность, самоотдача, терпеливая настойчивость, бережность, чуткость, сердечность, внимательность.

В областях высшего творчества совершается нечто обратное тому, что мы видим в мире физическом: там оплодотворяющее начало - женщина, оформляющее и воплощающее - мужчина. "Божественная комедия" есть плод двоих, и без Беатриче она так же не появилась бы на свет, как и без Данте. А если бы мы вникли в глубину творческого процесса большинства великих художников, мы убедились бы, что духовное семя их бессмертных творений именно женщиной брошено в глубину их подсознания, в сокровенные творческие тайники. Мысль о постановке в Веймаре памятника Ульрике Левенцоф, вдохновившей Гете на прекрасные стихи, - справедлива и глубока. И не нужно смущаться тем, что в большинстве биографий художников трудно доискаться внешними приемами до тех женских имен, которые заслуживают благодарности потомков в той же мере, как имена самих художников: художники и сами не знают порой, кому они обязаны семенами своих творений. Каждый из них это узнает в свое время и в своем месте - уже за пределами Энрофа.

Тысячи лет в человечестве преизбыточествовало мужское, мужественное начало: сила, дерзость, гордыня, отвага, стремление вдаль, жестокость, воинственность. Существует испанская поговорка, удручающая сознание и возмущающая совесть: "Мужчина должен быть свиреп" Увы: народ, создавший эту поговорку, вполне ее оправдал. Бесчеловечность конквистадоров и зверства испанской инквизиции украсили страницы всемирной истории картинами такой свирепости, что зло, от них излучающееся, не перестает воздействовать на души до сих пор.

Впрочем, и многие другие народы мало уступали испанцам на этом поприще. Тысячелетие за тысячелетием перекатывались и перекатываются по лицу земли волны войн, мятежей, революций, террора, бешеных и беспощадных расправ: бесчисленные капли, составляющие эти волны, - мужские воли и мужские сердца. Говорят иногда о женской жестокости. Но, Боже мой, разве кровопролития Чингиз-ханов, Тимуров, Наполеонов, пытки застенков, ярость якобинского террора, неистовства колониальных захватов, массовые репрессии фашистских и иных диктатур начинались и возглавлялись женщинами?.. История знает женщин-отравительниц, братоубийц, детоубийц, изощренных садисток, но не знает ни одной, чье историческое значение сопоставимо со значением Тиберия и Нерона, Ассаргадона и Алла эд-Дина, Торквемады и Пизарро, герцога Альбы и Робеспьера. Грозного и Скуратова, Гиммлера и Берия.

Робкое, загнанное в глубь семейных ячеек, женственное начало убереглось от уничтожения лишь потому, что без него сам мужчина бесплоден, как свинец, и потому что физического продолжения человечества без женщины не может быть.

До сих пор провозглашалось, что не только мужчина, но и женщина обязана быть мужественной. Если под мужественностью понимать смелость и стойкость в жизненной борьбе, то это, конечно, так. Но если под женственностью понимать не стиль манер и поведения, не жеманство и сентиментальность, а сочетание сердечной теплоты, внутреннего изящества, нежности и способности повседневно жертвовать собой ради тех, кого любишь, то не только женщина, но и мужчина должен быть женственен. Когда, наконец, человечество дождется эпох, в дни которых ложно понятая мужественность не будет превращать мужчину в свирепого захватчика, в кичащегося своей грубостью драчуна, в помесь индюка с тигром? когда не будет больше воспитываться в нем фальшивый стыд перед собственной затаенной нежностью, попираемой и насилуемой им же самим?.. Трудно будет преодолевать этот тысячелетний комплекс предрассудков, предубеждений, душевной искалеченности и атавистических инстинктов, но их преодолеть нужно. Во что бы то ни стало.

В метаистории новейшего времени совершается таинственнейшее событие: низлияние в нашу брамфатуру новых божественно-творческих сил. Об этом события мечтали с древних времен сердца самые возвышенные, умы самые истонченные. И вот оно совершается. Первое звено этого события - события такого значения, что его можно сопоставить лишь с вочеловечением Планетарного Логоса, - имело место на рубеже XIX столетия: то было низлияние сил Приснодевы-Матери, но не безличное, как это имело место уже дважды в истории человечества, а несравненно усиленное личным своим характером. С высот Вселенной нисходила в Шаданакар великая богорожденная монада. Прозрение в Раорис - один из высочайших слоев нашей брамфатуры, в который Она вошла тогда, было дано почти столетие спустя Владимиру Соловьеву, когда он в Египетской пустыне звездной ночью пережил потрясающий прорыв сознания и воочию узрел это Великое Женственное Существо. Ее, Пресветлую и Благую, выражение Женственной ипостаси Троицы, мы зовем Звентой-Свентаною. Теперь Ее обиталище - в Баюшми, в одной из сфер, входящих в сакуалу Волн Мировой Женственности. Близится день Ее долгожданного спуска в один из верховных градов метакультур. Там должна Она родиться в теле из просветленного эфира - дитя демиурга и одной из Великих Сестер. С Нею спустится в этот затомис из Элиты Шаданакара сонм высочайших душ. Вот Она, надежда наша и упование, Свет и Божественная красота! Ибо это рождение отразится в нашей истории тем, что увидят наши внуки и правнуки: основанием Розы Мира, ее распространением по человеческим кругам всех стран и, если страшный срыв человечества не отбросит его вниз, в глубь мрака, - приходом Розы Мира к верховной власти надо всей землей.

О, это еще не будет означать окончательной победы сил Света: вспомним всадников Апокалипсиса! Лишь последовательность всадников в истории не та, что предсказал провидец на острове Патмосе: первым промчался Черный - эра господства иерократии на феодальной основе. Теперь довершает свой путь всадник второй, Красный: каждый поймет, что таится за этим символом. Ждем и уповаем на всадника Белого - Розу Мира, золотой век человечества! Появления последнего всадника, Бледного, не отвратит ничто: Гагтунгр добьется рождения в человеческом облике того, кого он пестует уже столько веков. Но эпоха господства Розы Мира вызовет такое сокращение духовных жертв, какое невозможно исчислить. Она успеет воспитать ряд поколений облагороженного образа. Она укрепит силу духа в миллионах, даже в миллиардах колеблющихся. Предупреждая о приближающемся антихристе, а когда он явится - указывая на него и разоблачая его, взращивая в сердцах человеческих незыблемую веру, а в разуме - понимание метаисторических перспектив и мировых духовных панорам, она сделает недоступными для искушений грядущего исчадия тьмы роды и роды.

И не только Роза Мира отразит в Энрофе мистерию рождения Звенты-Свентаны(3) в одном из затомисов: возрастание женственных сил и их значения в современности сказывается и везде вокруг. Этим и прежде всего этим обусловлено всеобщее стремление к миру, отвращение к крови, разочарование в насильственных методах преобразований, возрастание общественного значения женщины, усиливающаяся нежность и забота о детях, жгучая жажда красоты и любви. Мы вступаем в цикл эпох, когда женская душа будет делаться все чище и шире; когда все большее число женщин будут становиться глубокими вдохновительницами, чуткими матерями, мудрыми водительницами, дальновидными направительницами людей. Это будет цикл эпох, когда, женственное в человечестве проявит себя с небывалой силой, уравновешивая до совершенной гармонии самовластие мужественных начал. Имеющий очи да видит.

=

Народ неграмотен, кино - важнейшее из искусств

Посмотрела Хранителей. Забавно с точки зрения психологии американцев - даже с супер-супер героем боятся нас до судорог. И зачем кому-то начинать с вами ядерную войну, когда у вас есть такая фигня, как Джон Манхеттен? Ну и, конечно, самое любимое - все супер-супер герои рождаются и проживают в США. Америка - родина слонов.

А вообще, с такими друзьями - врагов не нать.

А кино так себе, второй раз смотреть не будешь.

Буквы про украшения

Про украшения - хорошие манеры

Наверное, я очень плохо воспитана. Потому что не люблю здововаться. Категорически. Уж не помню почему, может потому как раз, что все время заставляли насильно и не слезали с моей шои пока не поздороваюсь. А может, просто не люблю, как минимум, вербализировать приветствия. Кивнуть или улыбнуться считаю вполне достаточным, а полноценное "здравствуйте" сильно отдает для меня формальщиной, хотя все-таки иногда приходится его использовать для особо упертых личностей, которые требуют для себя обязательно церемоний и расшаркиваний, но это как правило означает, что далее здравканий и приветственных "ку" наше общение никуда не пойдет. В общем, если я с вами не поздоровалась, значит, у нас с вами нормальные крепкие отношения, когда я уже не заморачиваюсь на сухо-официяльное "здравствуйте" ;)

С другой стороны, могу не здороваться вообще, я в общем-то мизантроп, хотя очень тщательно это скрываю :) Выливается это в целом просто в то, что я могу даже с соседом по парте в учебном заведении не здороваться и совршенно игнорировать соседей, если я лично с ними не знакома. Если со мной здороваются, то естественно,я поздороваюсь в ответ, но сама вылезать с инициативой полобызаться в десны не буду. Последний раз так на меня нарвалась как раз какая-то соседка: я как раз пролетала мимо компании дворовых кумушек, увешаная дитями, а следовательно, мне было совершенно пофиг, что вокруг меня происходит, если это не какая-нить реальная опасность, когда мне вслед сквозь зубы донеслось что-то вроде "что за мОлодежь пошла, не здоровается с такими пиздатыми тетками" (вольный перевод с ворчливого). Думаете, я после этого с ней стану здороваться? Авотфиг! Я ее уже даже в лицо не помню.

Про украшения вообще

Чем я еще увешана, кроме детей? Поскольку недавно проковыряла ухи, то теперь и серьгами. Недавно ползала покупать первые серьезные цацки в ухи, а сегодня перебирала шкатулку с украшениями. Так вот все, нет, ВСЕ "камерные" украшения у меня с синими камнями. И любимая брошь с глубоко синим камушком и новые серьги тоже. Правда, тут вступает в силу один подлый закон про украшения с точки зрения психологии, про который я читала как-то у Арбатовой, вольно сформулирую его так - кто боится себя украшать, боится быть всегда красивым. Порылась у нее на форуме, нашла ветку про украшения. В общем, мало я даже самые любимые камуфки одеваю, надо чаще, факт :)

Про заказ украшений

Поскольку хочется обрасти сережками, заказала я из февральского каталога Avon комплект сережек, типа "недельки" - 5 пар сережек в классическом стиле. Получила заказ. И расстроилась. Потому что думала, что они раза в два меньше будут, а оказались довольно-таки здоровые, типа шоб "бохато" выглядело, видимо. Заказывала я набор "гвоздиков": дымчатый жемчуг - черные кристаллики - "брулики" - белый жемчуг - полуколечки. Будь они помельче - цены им не было бы, а так выглядеть будут как на базарной бабе. В общем, вот фотка этого моего расстройства. Остается только радоваться, что я теперь точно знаю, чего и какого размера на свои ухи я хочу.

Про покупку украшений

Ну и "на сладкое" - рыбное место, ювелирка с очень демократическими ценами на золото-брульянты: Мустакиви-кескус, коридорчик, де теперь находится "Парекс-банк". Там сейчас еще и скидка 10% на все золото, добро пожаловать! :)