вторник, 10 марта 2009 г.

Застенчивость

ö

запись в сообществе"Ожерелье",автор поста Фрейя.

"Очевидно, что застенчивость как-то влияет на нашу жизнь. То, что мы считали своим личным горем (застенчивостью), оказывается свойственным громадному числу людей. Так что нам можно утешиться тем, что в своих страданиях мы не одиноки.



Людям застенчивым, нерешительным и чаще всего мнительным, чрезвычайно тяжело адаптироваться, приспосабливаться к реалиям нашего бытия, к новым межличностным отношениям. Застенчивость может быть своеобразным недугом, калечащим человека не меньше, чем самая тяжелая болезнь.

Ее последствия могут быть удручающими:

- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от этого;

- она мешает человеку выражать свое мнение и отстаивать свои права;

- ваша застенчивость не дает другим людям положительно оценивать ваши личные достоинства;

- застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- очень часто она сопровождается негативными переживаниями, чувством одиночества, тревожности и депрессии.

Однако не следует забывать, что застенчивые, как правило, милые, спокойные, совестливые люди. Впрочем, это сегодня не в цене.

Проверить, насколько они свойственны нам, поможет несложный тест:

1. Бывало ли так, что Вы покупаете вещь только потому, что Вам трудно сказать "нет" продавцу?

2. Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте или в театре, стесняетесь ли Вы попросить его быть потише?

3. Трудно ли Вам спросить о чем-нибудь незнакомого человека?

4. Испытываете ли Вы напряжение при необходимости поддерживать разговор в малознакомой компании?

5. Неловко ли Вам критиковать друзей, если они очевидно неправы?

6. Оказываетесь ли Вы в замешательстве, не зная что ответить, если Вам делают комплимент?

7. Часто ли Вы чувствуете, что люди используют Вас в своих интересах?

8. Трудно ли Вам отказать хорошему знакомому, когда вы понимаете, что эта просьба неразумна?

9. Бывает ли что Вам неудобно отказаться дать свой телефон при настойчивой просьбе, а Вы этого не хотите?

10. Считают ли Вас Ваши дети или подчиненные по службе слишком мягким?

11. Чувствуете ли Вы зажатость и трудность спонтанного самовыражения в интимных отношениях?

12. Предпочитаете ли Вы чаще подавлять свои чувства, вместо того, чтобы открыто и искренне выразить их?

Американские психологи, разработавшие этот психологический инструмент, считают, что "если Вы ответили "ДА" больше чем на три вопроса, можно предположить, что Вам свойственна выраженная неуверенность в себе и, возможно, низкая самооценка. В результате в Вашей жизни могут накапливаться проблемы и неудачи. Откуда происходит комплекс подобных характерологических расстройств? В различных психологических школах существуют свои объяснения.

Психоаналитик понимает болезненную застенчивость как чрезмерное "давление Сверх-Я" то есть той части психики, которая соответствует нашим идеальным представлениям о себе, нашего внутреннего контролера, совести. Представители бихевиорального направления воспримут неуверенность в себе как следствие поведения, которому человек был научен в детстве и, которое поначалу было выгодным для него. Может быть, родители или воспитатели всячески поощряли скромность, уступчивость и послушание до такой степени, что эти особенности стали чертами характера.

Экзистенциально ориентированные психологи могут здесь предложить концепцию тревожности как недолюбленности.

Ведь полноценно живущему человеку свойственно внутреннее

принятие себя как любимого - другими людьми, судьбой или Высшей Силой. Тот, кто испытывает дефицит любимости или, что тоже самое, сниженную самоценность, всегда будет искать подтверждения своей ценности в глазах других. Отсюда - постоянное тревожное ожидание того, что он будет отвергнут, унижен, высмеян, не понят. В преодолении болезненной застенчивости эти подходы одинаково ценны и взаимодополняют друг друга. Так хороший психоанализ поможет обнаружить, когда и почему "над-сознание" стало подавлять "сознание". В бихевиоральной терапии разработано немало эффективных упражнений для тренинга уверенности в себе.

Например, человека испытывающему мучительное смущение при разговоре по телефону может помочь рекомендация осуществить такой разговор, представляя себе, что сейчас звонит не он, а другой человек, предположим тот же психотерапевт или известный своими решительными манерами киноактер. Отождествляя себя с другим, человек может легче справиться с привычно пугающим стрессовым фактором. Восстановлению или развитию способности свободного и радостного общения способствуют занятия в психологических группах, когда происходит психодраматическое проигрывание предстоящих сложных ситуаций и выбор стратегий оптимального поведения.

Экзистенциальный подход предусматривает совместный с терапевтом - "спутником" увлекательный путь выявления ресурсов добра и любви в себе, опыт действия в каждом жизненном положении целиком вовлекаясь в него, не оставляя места для привычного тревожного отслеживания за своим состоянием и реакцией окружающих на него. Как правило, назначение психотропных средств, повышающих настроение, не показано при подобных состояниях. Действительно, в нашей культуре распространен мотив - "выпить для храбрости".

Те, кому это знакомо, знают, что решения проблемы застенчивости таким путем не происходит, напротив, человек становится смелым только "приняв свою дозу", за что потом расплачивается лишь усилением присущей ему тревожности. Итак, хорошая психотерапия могла бы быть замечательным инструментам улучшения качества жизни (есть такое понятие в западной психологии). Представляется, что такая терапия должна быть интегративной, то есть включать в себя техники из различных теоретических психологических подходов. Человеку, страдающему застенчивостью, поможет и внимательное выслушивание - так происходит повышение ценности в собственных глазах, и методы мышечной релаксации - ведь зажимы тела аккомпанируют душевной скованности, и задания, направленные на социальную адаптацию - например, упражнение поздороваться с первыми тремя встречными утром, и, даже духовные методы.

Великий православный подвижник о. Иоанн Кронштадский писал, что святого от обычного человека отделяет лишь степень решимости стать святым. И именно духовно-ориентированный подход предполагает личностный рост как освобождение от невротических симптомов через любовь к себе и своей судьбе, через умение мудро распознавать внешние обстоятельства как приглашение к диалогу с Тайной, стоящей за обыденностью вещей и событий. Что же сказать в заключение...

Если Вы замечаете, что Ваша застенчивость мешает Вам, если Вы страдаете от того, что не можете легко и свободно действовать в ситуациях, аналогичных тем, которые указаны в опроснике, то не позволяйте Вашему характеру портить Вашу жизнь. Пока мы живы, мы способны изменять себя. И пусть первым шагом на этом пути будет то, что Вы поверите в это.

http://www.geocities.com/drbelorusov

А ТЕПЕРЬ - НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ С ЭТОЙ ЧЕРТОЙ ХАРАКТЕРА.

Разговор с незнакомцем.

Вы стесняетесь лично, обращаться к кому бы то ни было? Это для вас не только затруднительно, но и мучительно? Начните тренировку с того, что позвоните, например, на радио (или телевидение) и выскажите свое мнение об услышанной (увиденной) передаче.

Можно также позвонить в ближайшую фирму, магазин, библиотеку и поговорить на интересующую вас тему. Интуитивно подобным приемом пользуются люди, звонящие по телефонам доверия, - выговариваясь, они ослабляют актуальность своих переживаний.

Анонимная беседа.

Хорошей тренировкой для избавления от застенчивости является разговор с незнакомыми людьми в общественных местах. Легче всего вступают в контакт люди, стоящие в очередях или едущие в электричке. В беседе постарайтесь быть внимательными к тому, что говорят Ваши собеседники, подчеркивая это мимикой, жестами и особенно словами "да-да", "конечно", "неужели?", "это интересно" и т.п. Не бойтесь признаться в том, что вы чего-то не знаете - людям нравится объяснять что-либо другим!

Станьте интересным!

Следует развивать в себе навык, который способен помочь расположить к себе окружающих. А для этого учитесь вести себя раскованнее в любом обществе. Здесь хорошо все: человек, умеющий играть на музыкальном инструменте (например, гитаре) или имеющий незаурядный дар рассказывать анекдоты, или показывать фокусы.

Будьте в курсе политических событий, новостей, шоу-бизнеса, финансов, информации о необычных аномальных явлениях. Читайте книги, хотя бы бестселлеры, и будьте готовы к их обсуждению. Конечно, довольно трудно сосредоточиться на новых ценностях, если и вас постоянно терзают тревожные мысли, вы напряжены. Или у вас неважное настроение. И чтобы обрести уверенность в себе, необходимо взять на вооружение несколько простейших приемов психической саморегуляции.

Самонастрой.

Французский психотерапевт (и аптекарь) Эмиль Куз предложил при пробуждении (в особом гипнотическом состоянии), или также перед засыпанием по 30 раз произносить про себя какую-нибудь позитивно-утвердительную формулу.

Например, человек застенчивый, неуверенный в себе, должен настраивать себя на то, что с каждым днем становится все активнее в общении с людьми, все смелее, все увереннее в себе и своих отношениях с другими. Он должен внушать себе, что крепнет душевно, избавляясь от мучающих его переживаний.

Острый диалог.

Составьте список людей, в обществе которых вы испытываете застенчивость и внутреннее напряжение. Затем поставьте два стула. Сядьте на один из них и вообразите, что на другом перед вами сидит первый человек из вашего списка. Обращаясь к нему, выскажите все, что связано с проблемой вашей застенчивости. Потом пересядьте на его стул и попытайтесь ответить себе с точки зрения вашего воображаемого собеседника.

Побеседуйте, таким образом, со всеми людьми из вашего списка. В общем, начните хоть что-то делать для себя, милые мои застенчивые! Начните немедленно, сегодня, сейчас."

http://psy.rin.ru/article/1640-101.html

http://www.bashful-world.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий