http://actualcomment.ru/news/2709.html
Меня интересует, о чем думает церковное руководство, поручая такую тяжелую и ответственную работу с заключенными молодому, не подготовленному батюшке? (Маленький ребенок, один - скорее всего священник только рукоположен: как правило, детей в православных семьях больше). О чем они думают, когда у человека, который не выдерживает психической нагрузки, течет крыша? Они думают, что на всё воля Божья - я сама слышала рассуждения на эту тему и с амвона и частным образом. Они говорят о том, что человек, если имеет предрасположенность - в любом случае тронется умом. А ещё говорят о том, что нам якобы не даются непосильные дела.
Таких дел, якобы нет.
Это ложь.
Такие дела есть. После них может серьезно пострадать здоровье, равно как и психика.
Но на это тоже воля Божья, рассуждает православный человек.
А между тем количество православных людей с нарушенной психикой зашкаливает, их видно не вооруженным взглядом. Попадаются и священники. В приходе, который я когда-то посещала, один такой был. Отец настоятель, наш духовник совершенно нормальный человек, его пустил, "пожалел" батюшку, поскольку тот человек "страждущий" и позволил ему не только служить, но и исповедовать. Отец, Периодически Видящий бесов, на исповеди производил удушающее впечатление. Несмотря на то, что он всё время молчал, доверять ему свои грехи было очень страшно, он пугал одним своим видом. И ему самому, наверное, среди людей было лучше, хоть какая адаптация - но никто не подумал о чувствах прихожан, которым во всех случаях предписано смиряться.
В иконописной мастерской, где я провела три года, пока училась в институте, считайте на маленьком пятачке, двух квадратных метрах, только из моих знакомых, сразу три тяжелых случая шизофрении. Ещё одна девочка с неизвестным мне диагнозом покончила собой. Хотя этот случай не афишировался, мне сказали как есть, но по секрету. Официальная версия гласила, что она выходила из трамвая, и под колеса засосало длинную юбку и девочку Таню вместе с юбкой. Трамвай видимо сразу развил скорость 100 км в час.
Тихая кроткая Катюша даже вышла замуж и родила двоих детей, один из которых вышел в окно. Шел и вышел. Она продолжала с ним общаться, всем говорила, что теперь он ангел и приходит к ней. Привычка разговаривать с ангелами у неё сформировалась ещё до замужества. Её долго лечили.
Моя приятельница Оля, прекрасной души человек - я не шучу. Но ей приходилось трудно - все вокруг колдовали и наводили порчу. Соседи наверху и внизу были в этом повинны. Этого не было только с православной церкви, да и то под вопросом. Учиться она совсем не могла. Будучи человеком добросовестным, она перелопачивала горы литературы, писала длинные бессвязные конспекты по каждому экзаменационному вопросу. Информация в её голове распадалась на отдельные мелкие осколки, а она не в силах была её собрать. Бедная Оля, она родила ребенка от первого встречного парня - он, конечно, обещал ей венчание и всё такое. А потом он её бросил, разобравшись что к чему и не нашел ничего лучше, сказал что болен СПИДом. Она страдала безумно, но потом узнала, что у него другая семья.
Про свою институтскую подружку я писать не решаюсь - это слишком больно. Она матушка, муж отец дьякон, заболела после родов. Это грустная история. Что там происходит похоже на семейное помешательство - зависимость, ненависть, насилие, нервные постоянно болеющие дети. У отца дьякона часто срывает крышу, от матушкиных разборов полетов и он надолго уходит из дома, частенько на прощанье, приложив её чем-нибудь. Оставляет её одну с маленькими детьми, почти без денег, потому что их нет. Они не в силах разобраться в своих отношениях взялись ходить по разным общественным институтам, включая патриархию, суды, милицию, средства массовой информации, попечительский совет, детская комната милиции - чтобы они защитили их в их семейной жизни. Это тяжелый патологический случай, в котором развод мог бы чем-нибудь помочь. Но он не может развестись, не пожертвовав карьерой, а она не может развестись, потому что ей негде жить.
Менее драматичная, но вполне тривиальная история. Батюшка, добрейшей души, интеллигентный человек, каких мало. Его благословили служить в храме при психиатрической больнице. Подробностей истории не знаю, но в результате он бросил всё, священство, семью и пошел своим ему одному ведомым путем. Я его знала лично, он был хорошим художником, но не был психиатром.
Речь сейчас не о том, что среди православного народа нет адекватных людей, а о том, что их почти нет. Кто смог устоять и сохранить незамутненное чувство реальности, становится столпом - но столпов по определению мало.
Мне могут возразить, дескать, больные люди приходят за исцелением, им нужна защита и опора. Согласна. В определенной степени, получив чувство принадлежности к такой большой семье, человек нестабильный, успокаивается. Ему важно, что его принимают таким, какой он есть, что для Бога он ценен и любим любой, какой угодно. Но по мере того, как человек получает больше информации, выясняется, что это не совсем так. Он узнаёт, что он с одной стороны Образ Божий, а с другой стороны он неимоверно и неисправимо грешен. Сама греховность часто остается довольно загадочной материей - ведь мы её унаследовали от Адама - что с нас взять? И она всегда нечто большее, чем мы осознаем - ведь Богу виднее, что мы грешники. Он нас может, простит, а может, нет - отчего это зависит - опять загадка, одно ясно, что мы прощения не заслужили. Но мы должны всё время его просить. Отсюда рождается атмосфера самоуничижения, нам объясняют, что это добродетель. Те, кто читал аскетическую литературу, хорошо это прочувствовал. Самоуничижение, особое состояние души, когда мы отбрасываем, забиваем на "греховные" мысли, чувства - и даже просто желания, фактически на себя, на свои прямые потребности, чего наша человеческая природа никому и никогда не прощает. Все эти действия могут привести к самоотчуждению. Самоотчуждение - уже прямая дорога к расколу личности. Так формируется невроз - это не я придумала. В этой ситуации может появиться кто угодно, ангелы, бесы, инопланетяне - несчастные, отчужденные части личности, о которых человек может ничего не знать.
Можно ли вылечиться, находясь в церкви? Наверное, можно, если найти хорошего врача, но ни в коем случае не полагаясь на священника и на исповедь. Наши священники получают хорошее образование, но Фрейда не любят и боятся. Клиническая психология тоже не является их настольной книгой. А жаль. Если бы они понимали, какую ответственность берут на себя, работая с заключенными и душевнобольными людьми, многих неприятностей можно было бы избежать. Если бы они сами умели отличать норму от патологии, у них самих не так бы ехала крыша. Но если она всё же уехала - работу с людьми надо бросать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий