пятница, 15 мая 2009 г.

Без заголовка

Хожу раз в неделю на урок психологии. Не иначе как из-за этого.) Сейчас читаю Эрика Берна. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). lib.ru/PSIHO/BERN/games.txt

Начало было супер-занудное (или, просто, предисловие не было рассчитано на то, что кто-то додумается его читать),но теперь даже очень интересно.

В общих чертах идея заключается в том чтобы показать, как люди "играют в игры", понять что это за "игры", каким образом они строятся и приуспеть в жизни в чуть большей степени, используя эти знания.

Автор делит Я человека на 3 проявления: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

[ more=(c)] Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.

1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он

хранит в себе набор состояний *Я*, повторяющих состояния *Я* его родителей

(как он их воспринимал). Эти родительские состояния *Я* при некоторых

обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это

понятие, можно сказать: "Каждый носит в себе Родителя".

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку

информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их

*Я*. На обыденном языке это звучит так: "В каждом человеке есть Взрослый".

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в

себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут

активизироваться. Можно сказать, что "каждый таит в себе маленького

мальчика или девочку".

Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности,

так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную

жизнь: радость, творчество и очарование.

Если Ребенок нездоров и беспокоен, то последствия могут быть самыми

неблагоприятными. Однако определенные меры для улучшения ситуации могут и

должны быть приняты.

Мы не считаем, что существуют так называемые "незрелые личности". Есть люди, в

которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей

личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированный Взрослый,

которого нужно только обнаружить и привести в действие. У так называемых

"зрелых людей", наоборот, контроль за поведением почти все время

осуществляет Взрослый, но и у них, как и у всех остальных, Ребенок может

прорваться к власти, и тогда появляются обескураживающие результаты.

Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким образом -

прямо или косвенно: как активное состояние *Я* или как влияние Родителя. В

первом, активном случае человек реагирует так, как реагировали в подобных

случаях его отец или мать ("Делай, как я"). Если же речь идет о косвенном

влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какой от него ждали ("Не

делай, как я; делай то, что я говорю"). В первом случае он подражает одному

из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами: как

приспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся

Ребенок изменяет свое поведение под влиянием Родителя. Он ведет себя так,

как этого хотели бы отец или мать: например, очень зависимо от них или не

по годам самостоятельно. Нытье или "уход в себя" - это тоже способы

адаптации. Таким образом, влияние Родителя выступает как причина, а

приспособившийся Ребенок - как следствие. В то же время естественный

Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении: например, в непослушании,

бунте или в проявлении творческого порыва.

Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и

радости.

Состояние "Взрослый" необходимо для жизни. Человек перерабатывает

информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно

взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и

удовольствия. Например, при переходе улицы с сильным движением необходимо

произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действовать только

тогда, когда оценит степень безопасности перехода улицы.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является

посредником между ними.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому

состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей,

обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции

подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве,

испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем

те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-

вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими,

что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только

потому, что "так принято делать". Это освобождает Взрослого от

необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему

человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем,

оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для

функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае,

если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации

каждый из них - Родитель, Взрослый и Ребенок - заслуживает одинакового

уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека

полноценной и плодотворной.[/MORE]

Комментариев нет:

Отправить комментарий