понедельник, 18 мая 2009 г.

Жизнь и Вс.Я: преемственность развития или психология без ампутаций

В педагогике часто говорят о необычайной важности преемственности процесса развития. Имеется в виду, что если вы закончили начальную школу с одним уровнем знаний, умений и навыков, то во-первых они должны быть адекватны тому, что вам понадобится дальше, а во-вторых, что важнее, следующая ступень должна опираться на то, что получено до этого.

Это ценнейшее правило, но потому учителя его бесконечно и обсуждают, что оно редко берется в расчет.

В современной педагогике, психологии, этике, эстетике, морали, фантастике как раз поощряются резкие перемены, причем часто с "ампутацией" ненужных в данный момент частей личности.

"Забудь все, что было до этого" - это чуть ли не основа психотренингов, профессиональной подготовки на местах (ой чем вам там башку забили в университетах, а вот мы сейчас вам действительно покажем, настоящую технологию на настоящем производстве) и проч.

Ампутация, резкая деформация личности и прочее - это, конечно, очень важно, иногда приятно, иногда просто необходимо. Я даже думаю, что умирают-то люди как раз потому, что СМЕРТЬ - это СПОСОБ ОЧИЩЕНИЯ от опыта Сущности, который не всегда важен для Вс.Я, но который серьезно мешает ее развитию и просто выбрасывается. Ну если что-то важное, значит оно зацепляется за Душу.

Так вот, но все-таки, как знают доктора ампутация - это крайняя мера.

И в психологии в первую очередь.

Ведь. Вы отсекаете какой-то путь, ограничиваете выбор своего развития, а ведь именно он, хоть и кажется вам сложнее многих других, может оказаться гораздо более ценным, чем куча остальных приятных, но бесполезных.

Для вас.

Я думаю, основное правило для осознания важности преемственности - это отказаться от идеи Абсолюта.

Вся нынешняя психологии сводит много частных случаев к обкоцанному, но чему-то единому.

Такой кастрированный Франкенштейн у них выходит, зато его изучать легче, во-первых он привязан к столу, во-вторых, он состоит из того, что они сами для него выбрали, а все лишнее просто выкинули.

Но разглядывают с таким же интересом. А у цельных людей все норовять что-нибудь да оттяпать, чтобы не сильно отличались.

Хотите быть таким же?

Не делайте так, не ампутируйте у себя ничего.

Вот вы такой противный мелочный зануда, а хотите быть рубахой-парнем, которого все любят.

Вы идете в магазин, покупаете книжку, где вам говорят как вырезать ВАШУ занудность из души и вставить ЧУЖУЮ веселость.

Но стоп.

Я всегда задаю вопрос, а откуда в человеке вот эта самая занудность взялась?

И вот тут всегда встает вопрос преемственности.

Итак, у вас есть явная проблема. Она вам мешает. Но болезнь ли это?

Возможно это нерешенный вопрос, который вам нужно решить позарез, карта ваших душевных сокровищ - вы тут фигней страдаете, а она вас одергивает и говорит "парень, пора брать лопату и рыть уже, а то другие раскопают".

Т.е. не надо спешить сразу делать вывод, что ваши недостатки для Среды - это ваши недостатки для вас)))

Подумайте над этим именно не в формате 1 жизнь-1 правда, а... захватив побольше.

Я не собираюсь тут давать конкретных советов, это бесполезное занятие.

Просто еще хочу рассказать вот это - не ампутируйте части своей души, не узнав диагноз и причины возникновения неудобств.

Устранение симптомов почти никогда не бывает решением самой проблемы.

Опишу-ка я другое, в чем разница двух подходов.

Я делю их опять же просто - подход психолого Сущности (традиционного) и психолога ВС.Я к развитию личности.

Итак, возьмем самый сложный, критический случай по мнению психолога Сущности - человек в результате личного развития зашел в абсолютный тупик и единственным выходом из ситуации считает смерть собственной Сущности.

Проще говоря - человек на грани самоубийства.

1. Первая реакция:

а) Псих-г Сущности: действовать надо немедленно, главное нейтрализовать опасности и уговорить не принимать никаких решений сейчас, показать, что ему могут помочь ДАЖЕ если это не так, но нужно предложить ему готовую работающую схему выхода из кризиса.

б) Псих-г ВС.Я:

- лучше не вмешиваться, если не можешь до конца это довести. Недопомощь - это всегда хуже, она заводит личность в Круг.

- если ввязываешься по любым причинам, то первое, что надо сделать - это выяснить истинную причину такого поведения, т.е. вникнуть по полной и надолго.

- ничего не обещать, вообще лучше поменьше слов и идей. Воспринять их человек не может, пихать их в него сейчас, все равно что резать раненого без наркоза.

Человек легче всего лечится действием. Человека лучше вообще отвлечь. Показать другой мир, другую ситуацию, другую возможность.

Можно, конечно, нейтрализовать опасность как это делает психолог Сущности, но это даже не полдела, это вообще ничего не значит. Если человека не перенаправить, он через 5 минут найдет как завершить то, что хотел.

2. Понимание проблемы.

а) Псих-г Сущности: самоубийца поступает так из-за личных проблем и неуспехов, из-за неустроенности в Среде... ну и т.д. т.е. любы объяснения кроме внутренней потребности.

Поэтому вывод в конце всегда: если человека перенаправить и потом жестко контролировать, то у него все будет хорошо.

Обязательно нужно решить это за него, сам он не способен с этим справиться.

б) Псих- ВС.Я: если дело дошло до самоубийства, то есть 2 варианта: либо это влияние среды, безысходная ситуация или другими словами недостаток знаний как выйти из сложившейся ситуации и тогда Убьет себя человек или нет - это неважно.

Если хочешь такому помочь, важно за это время успеть ему показать другие варианты выхода. Главное понимать, что надо искать для него индивидуальный выход.

Либо это определенный этап развития под названием Разрушение и тогда важнее вообще-то самому под это не попасть, потому что человек этот должен это пройти, а вот ты - еще вопрос.

И тогда надо показывать ему другие варианты Входа, т.е. как ему с этим можно жить.

Как можно разрушать и жить. Не компенсировать убого, а действительно быть разрушителем.

В любом случае, решать это не обязательно. Вполне можно оставить это - пусть пройдет самостоятельно.

3. Особенность:

а) Псих-г Сущности: всегда уверен, что именно он воздействует на подопечного. Т.е. для у него нет выбора - он обязан помочь как более сильный, более слабому.

б) Псих-г ВС.Я.:  четкое понимание того, что любая ситуация, в которую ты вмешиваешься, влияет на тебя не меньше, чем на подопечного. Кто из вас подопечный и кто кому помогает ИЛИ (ЧТО ВАЖНО!) вредит будет выясняться в процессе, а значит вмешиваясь, вы всегда рискуете своей же душой.

Ну и сам подход, конечно. Псих-ги Сущности очень часто видят проблему там, где ее нет по мнению псих-га ВС.Я и абсолютно не замечают там, где она есть.

Потому что их радиус обзора - 1 жизнь, очень ограниченный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий