воскресенье, 12 июля 2009 г.

ЛОЖЬ

Ложь показывает то, что человек мыслит: он раздупляет ситуацию и ищет выгодный в ней для себя выход.

Если человек лжет, значит он мнет ситуацию под себя. Но есть один подводный камень. Если лжет, значит не нашел другого выхода из ситуации, что показывает о недоразвитости ума - ум не нашел иного выхода, как сочинять. Только вот если соврал, значит готовься нести ответственность после разоблачения. Если не соврал, а подмял ситуацию так, что при любых раскладах ты прав и правда за тобой - это перекладывает ответственность за все с твоих плечь на плечи с более тупой головой. К тому же это говорит, что мышление на столько развито, что нет необходимости сочинять решение, потому что мозг его увидел и применил.... ТчкКак подсказывает смысл этого слова, ложь значит искажение или в некоторых случаях скрытие истины, или того, что люди называют истиной. Эта ложь играет очень важную роль в жизни, но существуют еще худшие формы лжи, когда люди не знают, что они лгут.

Я говорил в последней лекции, что мы не можем знать истины в нашем настоящем сознании, а можем знать ее только в состоянии "объективного сознания". Как же мы можем лгать? Здесь только кажущееся противоречие, в действительности же его нет.

Мы не можем знать истины, но мы можем претендовать, будто ее знаем. И это есть ложь.

Ложь наполняет всю нашу жизнь.

Люди претендуют на понимание всевозможных явлений: Бога, будущей жизни, универсума, происхождения человека, эволюции и тому подобного; в действительности они не знают ничего, даже самих себя. И каждый раз, когда они говорят о чем- то, чего они не знают , как о том, что они знают, они лгут. Поэтому изучение лжи в психологии приобретает первостепенную важность. И это может привести к третьему определению психологии: учение о лжи.

Психология собственно интересуется тем, как человек занимается самообманом. Эта ложь очень затрудняет изучение человека. Человек, каков он есть, не подлинен. Он -имитация чего-то, и очень плохая имитация.

Представьте себе ученого инопланетянина, получившего с Земли образцы искусственных цветов и не знающего ничего о реальных цветах. Ему будет чрезвычайно трудно определить, что они собой представляют, объяснить их форму, цвет, материал, из которого они сделаны, т.е. проволоку, вату и цветную бумагу, и классифицировать их каким-то образом.

Психология находится в очень похожей ситуации в отношении к человеку. Она изучает искусственного человека без знания реального. Ясно, что не может быть легким изучение такого существа, как человек, который не знает, что в нем реально, а что придумано. Поэтому психология должна начать с разделения реального и воображаемого в объекте своего изучения.

Невозможно изучать человека как целое, потому что он разделен на две части: одна часть, которая в некоторых случаях может быть почти вся реальная, и другая, могущая в некоторых случаях быть почти полностью воображаемой. У большинства ординарных людей обе эти части смешаны, и их нелегко различить, хотя каждая имеет свои особые назначения и функцию.

В системе, которую мы изучаем, они называются сущностью и личностью.

Сущность -это врожденное в человеке. Личность -это то, что он приобретает. Сущность -это то, что ему принадлежит. Личность -это то, что ему не принадлежит.

Сущность не может быть утрачена, не может быть изменена или повреждена так легко, как личность. Личность может быть изменена почти полностью с изменением обстоятельств, она может быть утрачена или легко повреждена.

Пытаясь описать, что такое сущность, я должен, прежде всего сказать, что это основа физического и умственного характера человека.

Например, один человек по природе своей хороший моряк, а другой -плохой моряк, один имеет музыкальный слух, а другой -не имеет, у одного есть способности к языкам, у другого нет. Это -сущность.

Личность есть все то, что усвоено тем или иным путем, т.е. "сознательно" или "бессознательно". В большинстве случаев "бессознательно" означает: путем подражания, которое фактически играет очень важную роль в формировании личности.

Даже в инстинктивных функциях, которые, естественно, должны быть свободны от личности, имеется обычно много так называемых "приобретенных склонностей", т.е. всякого сорта искусственных привязанностей и антипатий, приобретенных путем подражания и воображения.

Все эти искусственные "нравятся" и "не нравятся" играют очень значительную и порой катастрофическую роль в жизни человека. По своей природе человек должен любить то, что хорошо для него, и не любить то, что плохо. Но так обстоит, только когда сущность господствует над личностью, как и должно быть, если человек здоровый и нормальный.

Когда личность начинает господствовать над сущностью или когда человек утрачивает свое природное здоровье, он начинает любить то, что плохо для него и не любить то, что хорошо для него.

Это связано с тем главным, что может быть нарушено в отношениях между сущностью и личностью.

При нормальном положении вещей сущность должна доминировать над личностью, и тогда эта личность может быть очень полезной. Но когда личность доминирует над сущностью, это приводит ко множеству ложных последствий.

Нужно понимать, что личность также необходима для человека: он не мог бы жить без личности с одной только сущностью, но личность и сущность должны возрастать параллельно, и одна не должна перерастать в другую.

Случай, когда сущность перерастает в личность, не может иметь место среди необразованных людей. Эти, так называемые, простые люди могут быть очень хорошими и даже умными, но они не способны к развитию так же, как и люди с более развитой личностью.

Случай, когда личность перерастает в сущность, очень часто встречается среди культурных людей; в таких случаях сущность остается в подростковом, полу развитом состоянии.

Это значит, что с быстрым и преждевременным ростом личности рост сущности может практически остановится в очень раннем возрасте, и в результате мы видим мужчин и женщин внешне вполне зрелых, сущность которых остается на уровне десяти-двенадцати лет. Существует множество условий в современной жизни, которые весьма благоприятствуют такому недоразвитию сущности. Например, слепое увлечение спортом, особенно играми, может очень резко остановить развитие сущности и иногда так рано, что сущность не может уже никогда оправиться. Это показывает, что сущность не может быть рассмотрена, как связанная только с физической конституцией в простейшем смысле этого слова. Для того, чтобы яснее объяснить значение сущности, я должен снова вернуться к изучению функций.

Я говорил в последней лекции, что изучение человека начинается с изучения четырех функций: интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и инстинктивной. Из обычной психологии и обычного мышления мы знаем, что интеллектуальная функция контролируется и осуществляется определенными центрами, которые мы называем "умом", "интеллектом" или "мозгом". Это вполне правильно. Однако, чтобы быть совсем точным, мы должны понять, что другие функции тоже контролируются своим умом, или центром. Таким образом, с точки зрения системы, есть четыре ума, или центра, для контроля над нашими обычными действиями: интеллектуальный ум, эмоциональный ум, двигательный ум, и инстинктивный ум. В дальнейших ссылках на них мы будем называть их центрами. Каждый центр вполне независим от других, имеет свою собственную сферу действий, свое самоуправление и свой собственный характер развития.

Центры, то есть их структура, свойства, сильные стороны и дефекты связаны с сущностью. Их содержание, то есть все, что эти центры приобретают, усваивают, связано с личностью. Вопрос о содержании центров будет открыть позднее.

Как я уже говорил, личность так же необходима для развития человека, как и сущность, но она должна занимать свое место. Это вряд ли возможно, потому что личность полна ложных понятий о самой себе, так как знание истины означало бы отказ от ложного превосходства и переход в подобающее ее подчиненное положение.

Ложное положение сущности и личности определяет сегодняшнее дисгармоническое состояние человека. И единственный путь, который выводит из этого дисгармонического состояния есть знание самого себя.

Знать себя -было первым принципом и первым требованием древних психологических школ. Мы еще помним эти слова, но забыли их значение. Мы думаем, что знать себя, значит -знать наши особенности, желания, вкусы, способности и намерения. В действительности же это означает знать себя как машину, т.е. знать структуру своей машины, ее части, функции различных частей, условия управления их работой и т.д. Мы понимаем в общих чертах, что мы не можем знать машину, не изучая ее. Мы должны не забывать относить это к самим себе и должны изучать свою машину, как машину.

Изучение происходит через самонаблюдение. Нет другого пути, и никто другой не сделает за нас эту работу. Мы должны делать ее сами. Но для этого мы должны научиться наблюдать. Это значит, мы должны знать техническую сторону наблюдения: мы должны знать, что необходимо наблюдать разные функции и различать между ними, помня вместе с тем о различных состояниях сознания, о нашем сне и о множестве "Я" в нас.

Такие наблюдения очень скоро дадут результаты. Прежде всего человек заметит, что он не может наблюдать все, что он находит в самом себе, беспристрастно. Некоторые вещи нравятся ему, другие факты ему досаждают, раздражают и даже ужасают. И это не может быть иначе. Человек не может изучать себя как далекую звезду или как любопытное ископаемое. Вполне естественно, что ему не будет нравиться в себе то, что мешает его развитию, усложняет или даже делает его невозможным. Это значит, что очень скоро после начала самонаблюдения он начнет различать полезные и вредные черты в себе, т.е. полезные и вредные с точки зрения возможностей самопознания, пробуждения, развития. Он увидит в себе стороны, которые могу стать сознательными, и качества, которые не могут стать сознательными и должны быть ликвидированы. Наблюдая за собой, он должен всегда помнить, что это только первый шаг в направлении возможной эволюции.

Теперь мы должны рассмотреть те вредные стороны, которые человек находит в себе. Вообще говоря, это все его механические проявления. Первое, как уже говорилось, есть ложь. Ложь неизбежна в механической жизни. Никто не может ее избежать, и чем больше люди думают, что свободны от лжи, тем более находятся в ней.

Жизнь, как она есть, не может существовать без лжи. Но рассмотренная с психологической стороны ложь имеет иной смысл. Лгать -это говорить о чем-то, чего человек не знает и даже не в состоянии знать, так как будто бы он это знает и в состоянии знать. Вы должны понимать, что я говорю не с какой-нибудь моральной точки зрения. Мы еще не подошли к вопросу о том, что само по себе хорошо и что плохо. Я говорю только о практической точке зрения, о том, что полезно и что вредно для самоизучения и саморазвития.

Начав таким образом, человек очень быстро научается различать знаки, по которым он может узнать вредные проявления в себе. Он обнаруживает, что чем больше он может контролировать свои проявления, тем менее вредными они могут быть, и что, чем менее он может их контролировать, т.е. чем механичнее они, тем более вредными они могут стать.

Когда человек это понимает, он начинает бояться лжи, но не из моральных соображений, а потому, что он не может контролировать свою ложь, и ложь сама держит под контролем его, то есть его другие функции.

Следующая опасная черта, которую человек находит в себе, это фантазия. Занявшись самонаблюдением, он сразу обнаруживает, что главное препятствие для наблюдения заключается в фантазии. Он хочет что-то наблюдать в себе, но вместо этого в нем начинает работать фантазия, и он забывает о своем намерении. Очень скоро он приходит к выводу, что люди приписывают слову "воображение" очень искусственное и незаслуженное значение творческой или избирательной способности. Он понимает, что фантазия -это разрушительная способность, что он не может контролировать ее и что она постоянно уводит его в сторону от его более сознательных решений в том направлении, в котором он намеревался идти.

Фантазирование почти так же вредно, как и ложь, оно, фактически и есть самообман. Человек начинает фантазировать для того, чтобы угодить самому себе, и очень скоро он начинает верить в то, что он вообразил, или, по крайней мере, верить частично.

Позднее, а иногда и на более ранней ступени, человек обнаруживает очень опасные последствия выражений отрицательных эмоций. Термин "отрицательные эмоции" обозначает все эмоции депрессии или агрессии: жалость к себе, гнев, подозрение, страх, раздражение, скука, недоверие, ревность и т.д. Обычно полагают, что выражение отрицательных эмоций является совершенно естественным и даже необходимым. Очень часто люди называют это "искренностью". Конечно, это не имеет ничего общего с искренностью, это просто признак слабости в человеке, свидетельство плохого характера и отсутствие сдержанности. Человек понимает это, когда пытается противостоять этим эмоциям. Поступая так, он получает и другой урок: он осознает, что не достаточно наблюдать механические проявления, необходимо им противостоять, ибо, не борясь с ними, он не может фиксировать их в себе. Они проявляются так быстро, привычно и непредсказуемо, что человек не может их заметить, если он не сделал достаточных усилий для того, чтобы помешать им проявиться.

Наряду с выражением отрицательных эмоций человек замечает в себе самом или в других людях другую любопытную механическую черту. Это -болтовня. Нет никакого вреда в том, что человек говорит. Но у некоторых людей, особенно у тех, которые не замечают этого, болтовня действительно становится пороком. Они болтают непрерывно, где бы они не находились, когда они работают, путешествуют, даже когда спят. Они никогда не перестанут говорить, если есть с кем говорить, а если не с кем говорить, они говорят с самим собой.

За этой склонностью также необходимо не только наблюдать, но и противостоять ей настолько, насчколько это возможно. Не борясь с болтовней, нельзя наблюдать ничего, ибо все результаты наблюдения немедленно растворяются в болтовне.

Трудности, с которыми сталкивается человек при наблюдении этих четырех проявлений -лжи, фантазии, выражения отрицательных эмоций и ненужной болтовни - покажут ему полную его механичность и невозможность борьбы с этой механичностью без помощи, то есть без помощи нового знания и без квалифицированного руководства. Даже если человек воспримет определенный материал, он забудет воспользоваться им, иными словами, он заснет, и его нужно будет постоянно будить.

Это засыпание имеет определенные собственные черты, неизвестные, или по крайней мере, незарегистрированные и неназванные в обычной психологии. Эти черты нуждаются в особом изучении.

P.D.Ouspensky Psychology of Mans Possible Evolution. L., 1937

Комментариев нет:

Отправить комментарий