Западная и иные цивилизации
Лекция была прочитана в С.Петербургском университете, на факультете международных отношений, 12 ноября 2007г.
Во -первых, хочу поблагодарить за приглашение и предоставление возможности выступать перед этой аудиторией. Ряд стран - США, Тунис, Египет и Саудовская Аравия отказали мне в выдаче въездной визы, и я был несказанно обрадован, получив российскую визу.
Я египтянин по происхождению, мусульманин по вероисповеданию, однако родился, вырос и получил образование в Швейцарии, и считаю себя приверженцем европейской культуры. Таким образом, принадлежа одновременно как к Восточной, так и к Западной цивилизации, я решил посвятить свою жизнь построению мостов между людьми, между этими двумя мирами, между различными представлениями.
Необычайно важно, чтобы люди научились адекватно и критически воспринимать не только свой мир, но и другой тоже.
Проблема и тех, и других, как европейцев, так и мусульман, заключается в неумении слушать друг друга. Очень важно, чтобы люди пришли к пониманию того, насколько это важно- уметь слушать друг друга, понять само значение слова "слушать", научиться этому - что другие люди хотят до вас донести.
Когда вы поймете, какой я, как и вы, сложный, то начнете уважать. (Здесь я, конечно, не имею в виду себя лично, а выражаюсь фигурально).
Достоевский- первый эталон восприятия всей сложности понимания чужой психологии, неоднозначности интерпретации поступков другого человека, призывающий к психологическому подходу. Один датский философ сказал: "Если вы хотите вступить в мир комплексного подхода,- читайте Достоевского".
На западе часто говорят о сложной психологии россиян, при этом отправной точкой для такого представления является именно Достоевский. (Кстати, для меня лично, если я обращаюсь к писателям, но в первую очередь- к нему.). Достоевский рассматривал сложную и неоднозначную психологию индивида; но ведь и все в нашем мире точно так же, сложно и неоднозначно.
Мы должны стараться примирить людей на обеих сторонах реки. Ведь по ту и другую сторону стоят добрые, честные люди,- так что же нас так разделяет? Что мешает понять друг друга? Однако все не так просто. Ведь кроме нас с вами, еще существуют чьи-то политические интересы, амбиции, или просто наше неправильное понимание, предубеждение, навязанное чужое мнение. Почему-то никто не стремится к установлению диалога, каждая сторона отстаивает свои интересы!
Люди должны быть готовы к диалогу, однако при этом не быть слишком наивными, не надо строить иллюзий, не все всегда решают лишь наши добрые намерения. Господствующая идеология сегодня- это идеология страха, позитивные проекты сталкиваются с неприятием и негативным отношением.
Пример тому- история с моей американской визой, когда администрация Буша отказала мне в выдаче въездной визы, и я вынужден был оставить пост в одном из университетов, где ранее читал курс лекций. Я лично счел этот отказ для себя честью.
Однако в ХХI веке не одна цивилизация уже просто не может существовать обособленно, полагая себя самодостаточной, и сегодня западная цивилизация обязана считаться и иметь дело с другой цивилизацией.
Далее хочу акцентировать ваше внимание на 3 важнейших моментах в моей лекции:
1). Наши корни. Кто мы?
Обращаясь к реалиям российской истории, или истории западной цивилизации, невозможно игнорировать огромную роль иных культур в ее становлении, никакая цивилизация не может назвать себя эксклюзивной, свободной от влияний; культура любого народа является продуктом ассимиляции. Так, и понятие эксклюзивности, герметичности западной цивилизации является в действительности некой интеллектуальной, надуманной конструкцией. Не существует такого понятия как "специфически русская", или "специфически западная" история.
Так, примером может служить еврейская и христианская цивилизации, которые были необычайно близки друг другу в течении 600 лет, однако после II мировой войны их пути расходятся.
Таким образом, сегодня все изменяется, мы творим историю сами, и несем ответственность за последствия.
Западные страны стремятся вытянуть на сцену свои ценности, утверждая, что это некие специфические ценности, (об этом много говорят Соединенные Штаты и другие страны); характерные присущи лишь для их цивилизации, с присущей им спецификой эталонов восприятия, и мы обязаны с этими ценностями считаться. уважая человеческую личность.
Здесь следует рассмотреть 4 основных составляющих западной цивилизации:
1)Концепция свободы индивидуума, его права, свобода личности -свобода слова, свобода передвижения и др.
Но ведь это право на проявление свободы личности- не является чисто западным!
2)Свобода - индивидуума и общества, свобода гражданская
3)Взаимосвязь между демократией и прогрессом
И вся эта взаимосвязь между свободой индивидуума, общества, между демократией и прогрессом действительно является неотъемлемой чертой западной цивилизации.
4)Необходимо также принимать во внимание такое явление, как секуляризм - неотъемлемую часть западной цивилизации, разделение светского и религиозного. Этот процесс уникален для каждой страны, во Франции, России, в Англии- в каждой стране он приобрел свои формы.
Однако насколько уникальны сами источники этих ценностей? Если общество заявляет-"Это исключительно наши ценности, извольте с ними считаться!", но при этом не хочет считаться и уважать ценности других- это очень опасно, это уже не диалог, а диктат.
Западное общество говорит: "Наши западные универсальные ценности". Хорошо, пусть это западные ценности, но - почему, на каком основании они универсальные?!
Общество, заявляющее о своем однозначном превосходстве над иными цивилизациями - опасное общество.
Если мы хотим придти к диалогу- то какие существует пути к его достижению? Что для этого надо делать?
Сегодня все говорят о столкновении цивилизаций, которого на самом деле не существует, однако существует столкновение восприятий!
Миграция является неотъемлемой чертой нашего времени. Сегодня западное общество столкнулось с огромным количеством мигрантов-людей с различным менталитетом, политическими взглядами, культурным укладом, религией. Эти люди привносят свою культуру. Россия также столкнулась с проблемой миграции. Однако, конечно же, не в иммигрантах дело, не следует упрощать проблему, создавая однозначные стереотипы.
В Брюсселе российский депутат, говоря о теме проживания мусульман в стране, предложил расценивать их как иностранных граждан!
Посмотрите на эту аудиторию: какие разные люди здесь собрались! Реалии современности таковы, что будущее за этим человеческим многообразием, проявляющимся во всем- в одежде, цвете кожи, социальных понятиях, культуре и традициях. Наше будущее имеет транснациональный, трансрелигиозный подтекст. И если кто-то не желает этого принимать, упорно настаивая, что хочет иметь дело лишь с одним социо-типом, с однородным обществом- это ужасно!
Каковы наши корни? Каким будет наше будущее?
Нам следует придти к глубокому пониманию происходящего, при этом непременно учитывая наше прошлое, вклад других культур, однако только лишь сквозь призму самокритики. Сегодня же мы все живем в атмосфере страха. Например, мне только вчера позвонили и сказали, что что-то произошло в центре Лондона, и моментально возникла атмосфера страха -теракт? Насилие?...
Если мы желаем достичь диалога, то на сегодня нам необходимо принять три основных направления, это те отправные моменты, о чем следует задуматься,и, быть может, пересмотреть свою позицию:
1)Идентичность.
Кто мы? Кто они? О какой "нашей" цивилизации мы, собственно, говорим?!
Они- мусульмане, но они живут вместе с нами; а ведь еще существуют и африканцы, китайцев также нельзя сбрасывать со счета. В экономической сфере их присутствие давно стало обыденностью, однако что нас ожидает в будущем? Мы должны понять самих себя.
2)Каковы наши ценности? Насколько они уникальны?
3)Плюрализм. Каковы наши ориентиры?
Вопрос идентификации занимает, безусловно, центральное место. Какой мы представляем себе нашу цивилизацию?
Вопрос к аудитории- сидящих здесь профессоров, студентов, горожан: "Что вы знаете об истории своей страны, об истории цивилизации?" Задайте этот вопрос себе. Нам следует пересмотреть наше понимание прошлого, возможно- мы заблуждались. И, как следствие, должна произойти переоценка нашего настоящего. Не следует игнорировать наши корни. Христианство, но что было до него?!
Действительно ли наша цивилизация- чисто христианская? А каковы ее корни? Вглядевшись повнимательней, в действительности мы обнаружим ислам в наших корнях- обратитесь к истории медицины, или -к архитектуры, или- философии, все это- реконструкция того, что уже существовало ранее!
Наша история представляет собой сложный конгломерат в культурном, религиозном, философском аспектах. От нас требуется- быть скромными, а это означает понимание того, что мы не одни, признание наших мульти-корней.
Обратимся к истории западной философской мысли. Но ведь и Ницше, и Шопенгауэру предшествовал Ибн Рушд! Аль Газали впервые выдвинул концепцию сомнения (в себе, да и во всем ), и уже значительно позднее появился Рене де Карт. Точно также, если рассмотреть христианскую мистическую традицию. Мой философский подход, как мусульманина, отличен от того, что предлагают западные философы.
Обратимся к русским философам- например, к Льву Толстому, что вы знаете о его философских построениях? Что мы знаем о нашей истории?! Так почему же мы столь категоричны в оценке истоков своей цивилизации?
Исламский мир также не был абсолютно закрытым, герметичным, свободным от иных влияний. Эта модель абсолютно неправильна.
Следует также учесть и тот факт, что в действительности сегодня мы имеем дело не с двумя, а с несколькими цивилизациями. Ведь, кроме западной и исламской, еще существует китайская, японская, африканская- почему мы их игнорируем?
Обратимся к нашим ценностям- возможно, те же ценности мы найдем и в других традициях? Почему, на каком основании запад объявляет свои ценности универсальными?!
Наша идентичность носит мульти-культурный характер! И тому пример- я сам. Посмотрите на меня- возможно, ваше представление обо мне отличается от того, что я собой представляю на самом деле!
Если вас спросят- "Кто вы такой? Вы русский или христианин?" - то вы затруднитесь с ответом. Мы идентифицируем себя в зависимости от обстановки. Сталкиваясь со смертью, с потерей близкого человека, тяжелой болезнью,- оказываясь лицом к лицу с понятием смысла жизни, смерти, и тогда человек вспоминает, что он- христианин, или мусульманин, или- гностик, или -атеист.
Другой пример: представьте, что вы- поэт, и вегетарианец. Если вы придете на обед, и вас спросят-"Кто вы?", то заявление- "Я-поэт", будет звучать по меньшей мере странно. Очевидно, вы скажете "я- вегетарианец"; но если вы окажетесь на вечере искусств, то такое заявление окажется неуместным, и тут вы скажете "я- поэт". Наша идентификация самих себя- не однозначна, она имеет составной характер.
Чем "чисто русские ценности" отличаются от прочих?- Сложно сказать. Является ли Запад некой универсальностью? И тогда, где наше место?
2. Хочу подробнее остановиться на моем понимании концепции свободы, чувстве человеческого достоинства.
Более подробно это изложено в моей книге "Манифест новых "Мы": это цивилизация "новых Мы": мы- такие разные, разных религий, пониманий, культуры. Моя концепция- предоставление равной свободы всем. Например, разве можно заставить человека молиться?! Это может быть лишь мой собственный выбор.
Я обращаюсь к вам, как к мусульманам: вы действительно хотите, чтобы все женщины были одеты одинаково, так, как вы хотите?!
Я считаю, что женщина должна сама решать, как ей одеваться. Не понимаю, как на государственном уровне можно решить, заставить носить то или иное: невозможно заставить носить платок, так же как и невозможно заставить снять платок!
Западное определение свободы вручит примерно следующим образом: "свобода- это то состояние, которое я сам для себя выбираю". Вы сами выбираете то, что является ценным для вас! Но выражайте ваш выбор так, чтобы при этом не страдала моя свобода! И если я хочу помолиться, то это мое право!
Поразительно, но согласно опросам, 53 % американцев считают, что применение пыток для получения информации - явление вполне допустимое. Но мы никогда этого не примем!!!
Итак, первый вопрос, это наша идентификация.
Второй вопрос. Сколько людей различных вероисповеданий, иных культур, отличных от вашей, вы знаете, общаетесь с ними? Сколько их проживает в вашей стране?
Философия плюрализма предполагает, что мы должны исходить из реалий современного общества, учитывая все его многообразие, уважать не только исламскую, но и китайскую, африканскую, японскую и другие культуры. С каким посланием приезжал Далай-Лама? Он говорил о мире, о любви, о свободе культурного выражения, это было этическое послание!
Экономическая бедность какой-то страны не означает, что эти люди не интересны нам с точки зрения их культуры, истории.
Сейчас повсеместно можно наблюдать картину культурной колонизации, с "МакДональд" и "Пицца-Хатт" (в которые я, например, никогда не хожу. Не люблю "fast food"!) Но почему мы все принимаем этот навязываемый нам американский образ жизни?!
Слово "толерантность", по сути, означает- "терпимость":"Я не могу удалить вас, и я страдаю от вашего присутствия, но придется вас терпеть".
Это совершенно не то, к чему мы должны стремиться! Между нами должно воцариться взаимное уважение. И я призываю не к толерантности, а к плюрализму.
20 лет назад, когда я начинал, я был новичком, и не мне не хватало знаний, в частности, истории. И, главное, мне предстояло научиться умению слушать. Сегодня я призываю к этому других.
Подводя итог всему здесь сказанному, хочу еще раз остановиться на нескольких опорных моментах:
1. Состояние нашего сознания.
Мы много говорим, но не готовы слушать других. Надо быть скромнее! Скромность- вот чего нам всем так не хватает (это я отношу и к себе также).
2. Выработать в себе уважение к другим, уметь уважать чужие ценности. При этом не надо сравнивать ваши ценности с ценностями других, утверждая: "Мои- лучше!"
3.Последовательность и логичность. Критическое отношение.
К своей цивилизации следует также относиться критически: ислам- великий, но мусульмане -то великими не являются!
(Глядя на мусульман, сидящих в первых рядах зала): Взгляните в лицо реальности: что происходит с правами человека в так называемых "исламских" странах? Посмотрите на положение женщин- во времена пророка (СААС) и мужчины, и женщины молились в одной мечети. Сейчас для женщин отгородили отдельное место, хорошо. Но почему там часто бывает грязно, мало места, почему?! А зачастую в мечетях места для женщин не отводится вообще. Грубое обращение с женщинами дома тоже допускается! Почему, откуда такое неравенство?!
Мы говорим о "халяльном" мясе и гуманном способе забоя животных в исламе. Но вы когда-нибудь видели, как, зачастую, этих бедных животных перевозят, забитых в багажник машины, как в консервную банку, перед праздником жертвоприношения!? И это называется- гуманно?! Прекратите все время бросаться словами- "харам!", "халяль!"
Сегодня от нас в вами зависит- какое общество будущего мы построим- будет ли это общество плюрализма, или- узко ограниченное, по -сектантски закрытое, или- расистское. Ответственность за наше будущее лежит на нас с вами.
Тарик Рамадан- кто он? Другие статьи этого автора
От редакции: текст лекции воспроизведен на основе диктофонной записи, местами не очень качественной. Поэтому приносим свои извинения, если что-то читается не слишком "гладко".
В ближайшие дни постараемся внести некоторые дополнения, иншаАллах. Так, добавим вопросы, заданные проф.Т. Рамадану, и его ответы.
http://www.islamnaneve.com/mpage.php?p=articles/tariq/Hadarah
пятница, 10 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий